ИДЕИ ИСИХАЗМА В ДРЕВНЕРУССКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПАМЯТНИКАХ (ТВОРЧЕСТВО ЕПИФАНИЯ ПРЕМУДРОГО)
ИДЕИ ИСИХАЗМА В ДРЕВНЕРУССКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПАМЯТНИКАХ (ТВОРЧЕСТВО ЕПИФАНИЯ ПРЕМУДРОГО)
Аннотация
Код статьи
S241377150000616-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
22-37
Аннотация
Художественный метод древнерусского агиографа тесно связан с его мировоззрением, в частности, в эпоху позднего средневековья - с идеями исихазма. Этот тезис в статье раскрывается на примере рассмотрения важнейших особенностей содержания и стиля произведений Епифания Премудрого.
Ключевые слова
Епифаний Премудрый, исихазм, плетение словес, амплификация, художественный стиль
Классификатор
Дата публикации
01.09.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
1104
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Библиография



Дополнительные источники и материалы

1. Мейендорф Иоанн, протопресв. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. // ТОДРЛ.Т. XXIX. Л., 1974. [Meyendorf, Ioann, Protopresv. [Meyendorf, Ioann, Protopresbyter. On the Byzantine Hesychasm and Its Role in the Cultural and Historical Development in the Eastern Europe of the 14th Century]
2. Прохоров Г.М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в. // Литературные связи древних славян. Л., 1968. [Prokhorov, G.M. [Hesychasm and the Public Thought in the Eastern Europe of the 14th Century] Literaturnye svyazi drevnikh slavyan [Literary Connections of the Ancient Slavs]. Leningrad, 1968.]
3. Мейендорф Иоанн, протопресв. История Церкви и восточно-христианская мистика. М.: Институт ДИ-ДИК, Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. - 576 c. [Meyendorf, Ioann, Protopresv. Istoriya Tserkvi i vostochnokhristianskaya mistika [A History of the Church and the Eastern-Orthodox Mysticism]. Moscow: Institut DI-DIK, Pravoslavny Svyato-Tichonovskiy Bogoslovskiy Institut Publ., 2003. 576 p.]
4. Мейендорф Иоанн, протопресв. Жизнь и труды Григория Паламы: введение в изучение. СПб.:Byzantinorossica, 1997. - 479 c. [Meyendorf, Ioann, Protopresv. Zhizn i trudy Grigoriya Palamy: vvedenie v izuchenie [A Life and Works of Gregory Palamas: A Guide to Study]. St. Petersburg: Byzantinorossica Publ., 1997. 479 p.].
5. Хоружий С.С. Познание исихазма в прошлом и настоящем // Христианская мысль. № 3. Киев, 2006.[Khoruzhiy, S.S. [Coming to Know Hesychasm in the Past and Present] Khristianskaya mysl. № 3 [The Orthodox Thought. No. 3]. Kiev, 2006.]
6. Лепахин В.В. Умное делание: о содержании и границах понятия "исихазм" // Вестник русского христианского движения. № 164. Париж - Нью-Йорк -Москва, 1992. [Lepakhin, V.V. [The Activity of the Heart: On the Meaning and Limits of the Concept "Hesychasm"] Vestnik russkogo khristianskogo dvizheniya. № 164 [Bulletin of the Russian Orthodoxy.No. 164]. Paris - New York - Moscow, 1992.]
7. Сырку П.А. Очерки из истории литературных сношений Болгар и Сербов в XIV-XVII вв. // СОРЯС. Т. 71. СПб., 1902. № 2. [Syrku, P.A. [Studies in the History of the Literary Connections of Bulgarians and Serbians in the 14th-17th Centuries] SORYaS. Vol. 71. St. Petersburg, 1902, No. 2.]
8. Дуйчев И. Центры византийско-славянского общения и сотрудничества // ТОДРЛ. Т. 19: Русская литература XI-XVII веков среди славянских литератур. М.; Л., 1963. [Duychev, I. [The Centers of the Bysantine/Slavic Communion and Collaboration]TODRL. Георгиев Е. Розгръщане на новаторските тенденции в книжовното дело на Евтимий Търновскиот неговите ученици и последователи // Търновска книжовна школа. Т. II: Втори междуранроден симпозиум, Велико Търново, 1976. [Georgiev, E.Rozgryhchane na novatorskite tendentsii v knizhovnoto delo na Evtimiy Tyrnovski ot negovite uchenitsi i posledovateli. Tyrnovska knizhovna shkola. T. II: Vtori mezhduranroden simpozium, Veliko Tyrnovo,1976.]. [In Bulgarian].
10 Иванова К. Отражение борьбы между исихастамии их противниками в переводной полемической литературе балканских славян // Actes du XIV-e congrès international des études byzntines. P. II. Roma,1975. [Ivanova, K. [Refl ections of the ControversyBetween the Hesychasts and Their Opponents in the Translated Literary Debates of the Balcan Slavs] Actes du XIV-e congrès international des études byzntines.P. II. Roma, 1975.]
11. Лихачев Д.С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России // Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986.[Likhachev, D.S. [Some Directions for Studying the Second South Slavic Infl uence in Russia] Issledovaniya po drevnerusskoy literature [Studies in Old-Russian Literature]. Leningrad, 1986.]
12. Иванова К. Болгарская переводная литература X-XIV вв. в контексте "Slavia orthodoxa" // Studia slavica mediaevalia et humanistica Riccardo Piccio Ducata. P. II. [Ivanova, K. [The Bulgarian Literaturein-Translation of the 10th-14th Centuries in the Context of the "Slavia orthodoxa"] Studia slavica mediaevalia et humanistica Riccardo Piccio Ducata. P. II.]
13. Калиганов И.И. Тысячелетние традиции болгарской литературы // Родник златоструйный: памятники болгарской литературы IX-XVIII веков.М., 1990. [Kaliganov, I.I. [The Millennial Traditions of the Bulgarian Literature] Rodnik zlatostruynyy:pamyatniki bolgarskoy literatury IX-XVIII vekov [Gold-Streaming Spring: Monuments of the Bulgarian Literature of the 11th-18th Centuries]. Moscow, 1990.]
14. Турилов А.А. Slavia Cyrillomethodiana: источниковедение истории и культуры южных славян и Древней Руси. Межславянские культурные связи эпохи средневековья. М.: Знак, 2010. - 408 с.[Turilov, A.A. Slavia Cyrillomethodiana: istochnikovedenie istorii i kultury yuzhnykh slavyan i Drevney Rusi. Mezhslavyanskie kulturnye svyazi epokhi srednevekovya[Slavia Cyrillomethodiana: A Study ofSources Dealing with the History and Culture of the South Slaves and Medieval Russia. Intra-Slavic Cultural Connections of the Middle Ages]. Moscow: ZnakPubl., 2010. 408 p.]
15. Авласович С.М. Концепт "святость" в картине мира Епифания Премудрого // Омский научный вестник.2006. № 6 (42), сентябрь. [Avlasovich, S.M. [TheConcept of "Holyness" in the Worldview of Epiphanius The Wise] Omskiy nauchnyy vestnik [Omsk Scientifi c Bulletin]. 2006, No. 6 (42), September.]
16. Палама, Григорий, свят. Триады в защиту священнобезмолствующих. М., 2011. [Palama, Grigoriy, svyat.Triady v zashchitu svyashchennobezmolstvuyushchikh [St. Gregory Palamas. Triads For The Defense of ThoseWho Practice Sacred Quietude]. Moscow, 2011.].
17. Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV веков. Л.: Наука, 1987. -294 с. [Prokhorov, G. M. Pamyatniki perevodnoy i russkoy literatury XIV-XV vekov [Monuments of the the 14th-15th-century Russian Literature and RussianLiterature-in-Translation]. Leningrad: Nauka Publ.,1987. 294 p.]
18. Дуйчев И.С. Итальянская книга по древнерусской литературе // ТОДРЛ. СПб., 1962. Т. 12. [Duychev,I.S. [The Italian Book on Old-Russian Literature] TODRL
19. Симеон Новый Богослов, преп. Метод священной молитвы и внимания // Путь к священному безмолвию. М., 1999. [Simeon Novyy Bogoslov, prep.[Symeon the New Theologian. The Three Ways of Attention and Prayer] Put k svyashchennomu bezmolviyu [The Way to the Sacred Quietude]. Moscow, 1999.].
20. Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV- начало XV в.).М.; Л.: АН СССР, 1962. - 194 с. [Likhachev, D.S.Kultura Rusi vremen Andreya Rubleva i Epifaniya Premudrogo (konets XIV- nachalo XV v.) [Russian Culture at the Times of Andrey Rublev and Epiphanius The Wise (the End of the 14th - the Beginning of the15th Centuries)]. Moscow, Leningrad: AN SSSR Publ.,1962. 194 p.]
21. Иоанн Кассиан, преп. О молитве // Добротолюбие, Т. 2. М., 1992 (репринтн. переизд. 1895 г.). [Ioann Kassian, prep. [Saint John Cassian. On the Prayer].Dobrotolyubie [The Philokalia]. Vol. 2. Moscow,1992, reprint of 1895.]
22. Иоанн Лествичник, преп. Лествица, 1387 г. РГБ,Ф. 173. I, № 152. [Ioann Lestvichnik, prep. Lestvitsa,1387 [Saint John Climacus. The Ladder of Divine Ascent, 1387]. RGB Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-Классика, 2004. - 480 с.[Averintsev, S. S. Poetika rannevizantiyskoy literatury [A Poetics of the Early Byzantine Literature].St. Petersburg: Azbuka-Klassika Publ., 2004. 480 p.]
24. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. - 960 с. [Losev, A.F. Ocherki antichnogo simvolizma i mifologii [Essays on the Ancient Symbolism and Mythology]. Moscow:Mysl Publ., 1993. 960 p.]
25. Прохоров Г.М. Памятники литературы византийско-русского общественного движения эпохи Куликовской битвы: специальность 10. 01.01. - "Русская литература": автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт.филолог. наук. Л., 1977. [Prokhorov, G.M. Pamyatniki literatury vizantiysko-russkogo obshchestvennogodvizheniya epokhi Kulikovskoy bitvy: spetsial'nost'10. 01.01. - "Russkaya literatura": avtoref. diss. na soisk. uch. st. dokt. fi lolog. nauk [Literary Monuments of the Byzantine / Russian Social Movements of the Battle-of-Kulikovo Time. Doct. Philol. Sci. Diss in the Russian Literature]. Leningrad, 1977.]
26. Из "Диоптры" Филиппа Пустынника. Разговор души и плоти // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 2003. Т. 8: XIV - первая половина XVI века. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5133. [Iz "Dioptry" Filippa Pustynnika. Razgovor dushi i ploti //Biblioteka literatury Drevney Rusi. SPb., 2003. T. 8:XIV - pervaya polovina XVI veka [From "Diopters" of Philip Monotropa The Anchoret. A Dialogue between the Soul and the Body. The Library of Old-Russian Literature. St. Petersburg, 2003, Vol. 8: the 14th - the First Half of the 16th Centuries]. Available at: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5133.]
27. Триодь постная, 1742. РГБ, Ф. IV, № 27. [Triod postnaya, 1742 [The Lenten Triodion, 1742]. RGB,F. IV, No. 27.]
28. Адрианова-Перетц В.П. Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго // ТОДРЛ. М.; Л, 1947. Т. 5. [Adrianova-Peretts, V.P. [The Word on the Life and Death of the Great Prince Dmitriy Ivanovitch, the Tsar of Russia] TODRL
29. Ефрем Сирин, преп. Слезные моления // Творения в 8 тт. М, 1993. Т. 4. [Efrem Sirin, prep. Sleznye moleniya. Tvoreniya v 8 tt. [Ephrem the Syrian. On Humble Praying. The Works in 8 Vols.] Moscow,1993, Vol. 4.]
30. Ефрем Сирин, преп. О прекрасном Иосифе // Поучения преподобного Ефрема Сирина. М., 1647.[Efrem Sirin, prep. O prekrasnom Iosife. Poucheniya prepodobnogo Efrema Sirina [Ephrem the Syrian.Sermon on Joseph the Most Virtuous. Homilies of Ephrem the Syrian]. Moscow, 1647.]
31. Ефрем Сирин, преп. Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа // Творения в 8 тт. М., 1993. Т. 2. [Efrem Sirin, prep. Slovo o vseobshchem voskresenii, o pokayanii i lyubvi, o vtorom prishestvii Gospoda nashego Iisusa Khrista.Tvoreniya v 8 tt. [Ephrem the Syrian. The Word on the Universal Resurrection, on the Confession and Love,on the Second Coming of Christ, Our Lord. The Works in 8 Vols.] Moscow, 1993, Vol. 2.]
32. Епифаний Премудрый. Слово о житии преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия, игумена Радонежскаго // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 6.: XIV-середина XV века. [Epifaniy Premudry. [Epiphanius the Wise. The Life of Sergius of Radonezh.] Biblioteka literatury Drevney Rusi [The Library of Old-Russian Literature].St. Petersburg, 1997, Vol. 6, the 14th - the Middle of the 15th Centuries.]
33. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. М.,2003. [Trubetskoy, E.N. Tri ocherka o russkoy ikone [Three Essays on the Russian Icon]. Moscow, 2003.]
34. Минея служебная, исх. XV в. НИОР РГБ, ф. 304.I,Собр. Троице-Сергиевой лавры, № 32. [Mineya sluzhebnaya, iskh. XV v. [The Menaion of the 15th Century]. NIOR RGB, f. 304.I, Troitse-Sergieva lavra Collection, No. 32.]
35. Симеон Новый Богослов, преп. Творения: в 3 т. М.,1993. Т. 3: Божественные гимны. [Simeon Novyy Bogoslov, prep. Tvoreniya: v 3 t. M., 1993. T. 3:Bozhestvennye gimny [Symeon the New Theologian.The Works in 3 Vols. Moscow, 1993, Vol. 3: Hymns of Divine Love].]Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. СПб.: Алетейя, 2001. - 566 с. [Likhachev, D.S.Istoricheskaya poetika russkoy literatury. Smekh kak mirovozzrenie i drugie raboty [A Historical Poetics of the Russian Literature. Laughter as a Worldview, and Other Works]. St. Petersburg: Aleteya Publ., 2001.566 p.]
36. Святитель Стефан Пермский: к 600-летию со дня преставления. СПб., 1995. [Svyatitel Stefan Permskiy: k 600-letiyu so dnya prestavleniya [Saint Stephen of Perm: In Commemoration of the 600thAnniversary of His Passing Away]. St. Petersburg,1995.]
37. Родионов О.А. Византийские жития святых-исихастов и русская агиография конца XIV-XV в.:характер и истоки параллелизма // Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. 2000. Вып. 5. [Rodionov, O.A. [TheByzantine Biographies of the Saint Hesychasts and the Russian Hagiography of the End of 14th-15th Centuries:An Account and Sources of Some Parallels] Uchenye zapiski Rossiyskogo pravoslavnogo universiteta ap.Ioanna Bogoslova [The Scholarly Bulletin of the Russian Orthodox University named after John the Apostle]. 2000, Iss. 5.].
38. Авласович (Шумило) С.М. Литературные источники и роль амплификации в агиографии Епифания Премудрого // Омский научный вестник. Омск,2006. Вып. 6. [Avlasovich (Shumilo), S.M. [The Literary Sources and the Function of Amplifi cation in the Hagiography of Epiphanius The Wise] Omskiy nauchnyy vestnik [The Omsk Scholarly Bulletin].Omsk, 2006. Iss. 6.].
39. Коновалова О.Ф. Об одном типе амплификации в Житии Стефана Пермского // ТОДРЛ. Т. 37. Л., 1983. [Konovalova, O.F. [On One Type of Amplifi cation in the Biography of Stephen of Perm] TODRL.
40. Еремин И.П. Ораторское искусство Кирилла Туровского // ТОДРЛ. Т. 18. Л., 1962. [Eremin, I.P. [The Oratory of Cyril of Turaw] TODRL
41. Иоанн Златоуст, свят. // Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого беседы на книгу Бытия.В 2-х т. Т. 1. СПб., 1898. [Ioann Zlatoust, svyat. Izhe vo svyatykh ottsa nashego Ioanna Zlatoustogo besedy na knigu Bytiya. V 2-kh t. T. 1 [The Homilies of Saint John Chrysostom on the Genesis Book. In 2 Vols.Vol. 1] St. Petersburg, 1898.]
42. Иоанн златоуст, свят. Беседа III. На начало творения: Вначале сотвори Бог небо и землю //Святаго отца нашего Иоанна Златоустаго, архиепископа Константинопольского Беседа на первую Моисееву книгу Бытия, переведенных с греческого языка на российский, часть I., 1767. РГБ.Ф. VI, № 553. [Ioann Zlatoust, svyat. Beseda III.Na nachalo tvoreniya: Vnachale sotvori Bog nebo i zemlyu. Svyatago ottsa nashego Ioanna Zlatoustago,arkhiepiskopa Konstantinopo'skogo Beseda na pervuyu Moiseevu knigu Bytiya, perevedennykh s grecheskogo yazyka na rossiyskiy, chast I., 1767 [The Homily III on the Beginning of the Creation: In the Beginning God Created the Heavens and the Earth.The Homily of Saint John Chrysostom, Archbishop of Constantinople, on the First Book of Genesis by Moses, Translated from Greek into Russian, Part I,1767]. RGB. F. VI, No. 553.]
43. Кирилл Туровский. Слово на снятие Тела Христова с Креста // Сокровища древнерусской литературы. Красноречие Древней Руси. М., 1987.[Kirill Turovskiy. [Cyril of Turaw. The Word on the Descent from the Cross]. Sokrovishcha drevnerusskoy literatury. Krasnorechie Drevney Rusi [Treasures of Old Russian Literature. Oratory of the Ancient Russia].Moscow, 1987.]
44. Вигзелл Ф. Цитаты из книг Священного Писания в сочинениях Епифания Премудрого // ТОДРЛ.Т. 26. Л., 1971. [Vigzell, F. [Quotations from the Holy Writ in the Works of Epiphanius The Wise] TODRL.
45. Служебник, XV в. НИОР РГБ, ф. 304.I. Собр. Тр.-Серг. лавры, № 216. [Sluzhebnik, XV v. [The Liturgical Book of the 15th Century]. NIOR RGB, f. 304.I. Troitse-Sergieva lavra Collection, No. 216.]
46. Триодь постная, XV в. РГБ, ф. 304.I. Собр. Тр.-Серг. лавры, № 385. [Triod postnaya, XV v. [The Lenten Triodion, the 15th Century] RGB, f. 304.I.Troitse-Sergieva lavra Collection, No. 385.]
47. Антоний Великий, преп. Строй внутренней жизни // Добротолюбие, Т. 1. М., 1992, репринтн. переизд. 1895 г. [Antoniy Velikiy, prep. [Anthony the Great. On the Character of Men and on the Virtuous Life] Dobrotolyubie [The Philokalia]. Vol. 1. Moscow, 1992, reprint of 1895.]
48. Скабаланович М.Н. Толковый типикон. М.: Паломник, 1995. - 144 с. [Skabalanovich, M.N. Tolkovyy tipikon [The Explanatory Typicon]. Moscow: Palomnik Publ., 1995. 144 p.]
49. Триодь цветная, XVI в. НИОР РГБ, ф. 304.I. Собр.Тр.-Серг. лавры, № 399. [Triod tsvetnaya, XVI v.[The Pentecostarion, the 16th Century] NIOR RGB,f. 304.I. Troitse-Sergieva lavra Collection, No. 399.]

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести