ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ РИТОРИКА И ТРАДИЦИЯ САНСКРИТСКОГО ТЕАТРА (ТРИГАТА В "НАТЬЯШАСТРЕ")
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ РИТОРИКА И ТРАДИЦИЯ САНСКРИТСКОГО ТЕАТРА (ТРИГАТА В "НАТЬЯШАСТРЕ")
Аннотация
Код статьи
S241377150000616-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
3-19
Аннотация

В то время как связь древнегреческой трагедии и риторики (искусства устной речи) является общепризнанной и давно обсуждается в науке, древнеиндийская драма с данной точки зрения никогда не исследовалась. Причины этого во многом понятны и связаны не только с самой драмой, литературные образцы которой имеют камерный, придворный характер и полностью лишены гражданского пафоса, но и с особенностями древнеиндийской риторики, возникшей из речи, звучавшей по ходу ритуалов и самой по себе весьма малоизученной. Задачей данной статьи является не только постановка проблемы взаимоотношения риторики и драмы в древней Индии, но и введение в научный обиход материала, репрезентативного с точки зрения ее изучения.

Ключевые слова
драма, театр, “Натьяшастра”, поэтика, эстетика, риторика, диспут, санскрит, ритуал, тригата, витхи, видушака
Классификатор
Дата публикации
01.05.2014
Всего подписок
1
Всего просмотров
1012
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Библиография



Дополнительные источники и материалы

1. The Natyasatra, ascribed to Bharata Muni. Sanskrit Text, ed. by M. Ghosh. Vol. 1 (Chap. I-XXVII); Vol. 2 (Chap. XXVIII-XXXVI). Calcutta, 1956-1967. 
2. Natyasatra with the Commentary of Abhinavagupta with a Preface, Appendix and Index, ed. by Kavi, Ramakrishna Manavalli. 4 vols. Baroda: Central Library; Oriental Institute, 1926-1964 (Gaekwad's Oriental Series, vols. 36; 68; 124; 154).
3. The Dasarupa. A Treatise on Hindu Dramaturgy by Dhanamjaya. Delhi; Varanasi; Patna, 1962.
4. The Dasarupa. A Treatise on Hindu Dramaturgy by Dhanamjaya/First Transl. from the Sanskrit with the Text and Introduction and Notes by G.C.O Haas. New York, 1912 (Reprint: Delhi, 1962).
5. Bhat G.K. Natya-manjari-saurabha. Sanskrit Dramatic Theory. Poona, 1981.
6. Kuiper F.B.J. Varuna and Vidusaka. On the Origin of the Sanskrit Drama. Verhandelingen der Koninklijke Nederlandse Akademie van Wetenschappen, Afdeling Letterkunde, Nieuwe Reeks, deel 100. Amsterdam-Oxford-New York: North Holland Publishing Co., 1979.
7. Levi S. Le theatre indien. Vols. I-II. Paris, 1890. (Transl. by N. Mukherji. Calcutta, vol. I-II, 1978).
8. Feistel H.-O. Das Vorspiel auf dem Theater. Ein Beitrag zur Fruhgeschichte des klassischen indischen Schauspiels. Diss. Tubingen, 1969.
9. The Sahityadarpana of Visvanatha Kaviraja. Ed. by K. Sastri. Varanasi, 1967.
10. Гринцер П.А. Жанры санскритской драмы и типы ее героев. "Дашарупа" Дхананджаи//Поэтологические памятники Востока. Образ, стиль, жанр. М., 2010, с. 9-47.
11. Bansat-Boudon L. Poetique du theatre indien: Lectures du Natyasatra. Paris, Ecole francaise d'Extreme-Orient, 1992.
12. Законы Ману. Перевод С.Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г.Ф. Ильиным. М., 1992.
13. Лидова Н.Р. Драма и ритуал в древней Индии. М., 1992.
14. Cummini F. Il tipo comico del Vidusaka. Napoli, 1893.
15. Huizinga J. De Vidusaka in het indisch tooneel. Groningen, 1897.
16. Schuyler M. The Origin of the Vidusaka and the Employment of this character in the plays of Harsadeva//Journal of the American Oriental Society, vol.'20, 1899, р. 338-340.
17. Parikh J.T. The Vidusaka: Theory and Practice. Surat, 1953.
18. Bhat G.K. The Vidusaka. Ahmedabad, 1959.
19. Bhat G.K. The Vidusaka's Cap and an Ajanta Fresco//Dr. Mirashi Felicitation Volume. Ed. by G.T. Deshpande, A.M. Shastri and V.W. Karambelkar. Nagpur, 1965, p. 336-343.
20. Feistel H.-O. The purvaranga and the chronology of the pre-classical Sanskrit Theatre//Samskrita Ranga Annual VI (Special Felicitation Volume in honour of Dr. V. Raghavan). Madras, 1972, p. 1-26.
21. Thite G.M. Vidusaka: His Ritualistic Background//Journal of the University of Poona, vol. 43, 1978, p. 9-12.
22. Weeratunga S. Some Remarks on the Vidusaka and the Imagery in Sanskrit Drama//Anjali: O.H. De A. Wijesekera Felicitation Volume. Ed. by J. Tilakasiri. Peradeniya, 1970, p. 182-184.
23. Heesterman J.C. Spel der Tegenstellingen. Leiden, 1964.
24. Bharatiya-natya-sastram: Traite de Bharata sur le theatre/Edition critique avec une introduction, les variants tirees de quatre manuscrits une Table analytique et des Notes par J. Grosset. Preface de M. Paul Ragnaud. Tome Premier. Paris-Lyon, 1898.
25. Raghavan V. The Vrttis//Journal of Oriental Research, vol. VI, n. 4, p. 346-370; vol. VII, n. 1, p. 33-52; vol. VII, n. 2, p. 91-112, 1932-1933.
26. Wright J.C. Vrtti in the Dasarupakavidhanadhyaya of the Abhinavabharati: a Study in the History of the Text of the Natyasatra//Bulletin of the School of Oriental and African Studies, vol. XXVI, 1963, p. 92-117.
27. Bhattacharyya S. The number of Vrttis//Annals of Bhandarkar Oriental Research Institute, vol. LIII, 1972,p.239-242.
28. Biswal B. The Concept of Vrtti. An Analysis//Journal of Oriental Institute of Baroda (Vadodara), vol. 42, n. I-IV, March-June, 1993, p. 141-150.
29. Byrski M.K. Methodology of the Analysis of Sanskrit Drama. Warszawa: Uniwersytetu Warszawskiego, 1979.
30. Byrski M.K. The Vrtti Theory of communication//In Interrelations of Indian Literature and Art, edited by L. Sudyka. Krakow: Ksiegarnia Akademiska, 2011, p. 113-121.
31. Deshpande M.M. Historical Change and the Theology of Eternal Sanskrit//Zeitschrift fur vergleichende Sprachforschung, vol. 98, n. 1, 1985, S. 122-149.
32. Deshpande M.M. Sociolonguistic Parameters of Panini's Sanskrit//Vidya-Vratin, Prof. A.M. Ghatage Felicitation Volume. Ed. by V.N. Jha, Delhi, 1992, p. 111-130.
33. Deshpande M.M. Sanskrit and Prakrit: Sociolonguistic Issues. Delhi, 1993.
34. Staal J.F. Oriental Ideas on the Origin of Language//Journal of the American Oriental Society, vol. 99, n. 1, 1979, p. 1-14.
35. Stall J.F. Language and Ritual//Kuppuswami Sastri Birth-Centenary Commemoration Volume. Ed. by S.S. Janaki. Pt. II, Madras, 1985, p. 51-62.
36. Dange S.S. Aspect of Speech in Vedic Ritual. New Delhi, 1996.
37. Penner H.H. Language, Ritual and Meaning//Numen, XXXII, fasc.1, July 1985, p. 1-16.
38. Morretta A. Sanskrit and the Sacred Language//In-dologica Taurinensia, vols. 3-4, 1975-1976, p. 339-352.
39. Clooney F.X. Why the Veda has no Author: Language as Ritual in Early Mimamsa and Post-Modern Theology//Journal of the American Academy of Religion, vol. 55, n. 4, 1987, p. 659-684.
40. Gonda J. The Indian Mantra//Oriens, vol. 16, 1963, p. 244-297 (Reprint: Gonda J. Selected Studies, vol. IV: History of Ancient Indian Religion. Leiden: E.J. Brill, 1975, p. 248-301).
41. Padoux A. Vac. The Concept of the Word in Selected Hindu Tantras. Albany: State University of New York Press, 1990.
42. Pollock S. The Language of the Gods in the World of Man. University of California Press, 2006.
43. Patton L.L. Speech Acts and Kings' Edicts: Vedic Words and Rulership in Taxonomical Perspective//History of Religion, vol. 34, n. 4, May 1995, p. 329-350.
44. Вертоградова В.В. Пракриты. М., 1978.
45. Wayman A. The Rules of Debate according to Asan-ga//Journal of the American Oriental Society, vol. 78, n. 1, January-March 1958, p. 29-40.
46. Oberhammer G. Ein Beitrag zu den Vada-Traditionen Indiens//Wiener Zeitschrift fur die Kunde Sud-und Ostasiens, vol. 7, 1963, p. 63-103.
47. Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья. Историко-философское исследование, перевод с санскрита и комментарий В.К. Шохина. М., 2001.
48. Rukmani T.S. Vitanda in the Khandanakhandakhadya//Adyar Library Bulletin, vol. 58, 1994, p. 1-13.
49. Kuiper F.B.J. The Ancient Aryan Verbal Context//Indo-Iranian Journal, vol. 4, n. 4, 1960, p. 217-279.
50. Bandyopadhyaya D. Literary Duels in Sanskrit//Journal of Oriental Institute of Baroda (Vadodara), vol. XL, n. 1-2, September-December 1990, p. 99-109.
51. Verbal Art as Performance. Ed. by R. Bauman. Rowley, Mass.: Newberry House, 1977.
52. Debate//Encyclopaedia of Buddhism. Ed. by J. Dhirasekera, vol. IV, Sri Lanka, 1979, p. 336-344.
53. Macdonell A.A., Keith A.B. Vedic Index of Names and Subjects. London, 1912.
54. Bloomfield M. Brahmanical Riddles and the Origin of Theosophy//Congress of Arts and Science. Universal Exposition. St. Louis, 1904, vol. 2, Cambridge (Mass.), 1906, p. 481-492.
55. Balbir N. Prakrit Riddle Poetry//Annals of Bhan-darkar Oriental Research Institute, vols. LXXII-LXXIII, Poona, 1991-92, p. 661-673.
56. Sheth K.V. Old Gujarati Riddles: The Prahelikasection of Jayavantasuri-'s Srngaramanjari//Bulletin d'Etudes Indiennes, vols. 13-14, 1995-96, p. 463-478.
57. Mohapatra G. A Sidelight on Oriya Riddles//Bulletin d'Etudes Indiennes, vols. 13-14, 1995-96, с. 483-491.
58. Thompson G. Riddles and Enigmas//Journal of the American Oriental Society, vol. 119, n. 2, 1999, p. 297-302.
59. Heesterman J.C. On the Origin of Nastika//Wiener Zeitschrift fur die Kunde Sud-und Ostasiens, vol. 12-13, 1968-1969, p. 171-185.
60. The Sahityadarpana of Visvanatha Kaviraja. Ed. by K. Sastri. Varanasi, 1967.
61. Лидова Н.Р. Раса в системе эстетических категорий "Натьяшастры"//Поэтологические памятники Востока. Художественный образ, стиль, жанр. М., 2010, с. 48-152.
62. Лидова Н.Р. Царь и жрец в традиции Натьяшастры//Indologica. Сборник статей памяти Т.Я. Елизаренковой, М., 2008, с. 273-292.
63. Лидова Н.Р. Санскритский театр современной Индии//Восток-Запад. М., Восточная литература, 2009, с. 165-184.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести