On the Strophic Preferences of G. R. Derzhavin (Based on the Material of his Lifetime Collected Works)
Table of contents
Share
QR
Metrics
On the Strophic Preferences of G. R. Derzhavin (Based on the Material of his Lifetime Collected Works)
Annotation
PII
S160578800021456-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Ekaterina Pasternak 
Affiliation:
M.V. Lomonosov Moscow State University
Institute of World Culture at the M.V. Lomonosov Moscow State University
Address: 1 bld. 51 Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russia
Pages
52-59
Abstract

The article analyzes the stanza of G.R. Derzhavin on the material of the collected works prepared by him (Part 1–5. St. Petersburg, 1808–1816). In scholarly literature, Derzhavin's work is usually either presented as full of experiments, or easily fits into his contemporary context. Analysis of the corpus of poems clarifies this idea in relation to strophic. On the one hand, the poet really chooses for many works “usual”, predictable stanzas (for example, quatrains or 8-verses stanzas). Although Derzhavin wrote not so many works with many popular stanzas, it is not surprising that his work is largely associated with them. For example, it is the odes “God” and “Felitsa”, written in odic decims, that are one of the poet’s “calling cards”, although in general this stanza accounts for only a little more than 7% of poems, or 12% of poems. On the other hand, from 5% to 25% of works written with some identical stanzas stand out from the rest in some way: it can be the choice of a rare stanza, unusual rhyming, non-standard combination of stanza and meter. At the same time, many techniques, with the help of which Derzhavin creates the unusualness of a stanza, are repeated and amenable to classification. Accordingly, in this corpus there is a place for both “traditions” and experiments – he really has quite a lot of the latter, although even in different stanzas they are often quite the same type.

Keywords
G.R. Derzhavin, versification, stanza, stanza reference book, experimental stanzas
Acknowledgment
This article results from the research project based at the Institute for World Culture of Lomonosov Moscow State University (MSU) and supported by the Russian Scientist Foundation (RSF, project no. 19-78-10132).
Received
28.09.2022
Date of publication
28.09.2022
Number of purchasers
12
Views
361
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2022
1
  1. Общая характеристика строфики Державина
2 Сюжеты, связанные с версификацией Г.Р. Державина, неоднократно становились предметом исследования ученых, однако его строфика так и не была комплексно проанализирована. В научных работах можно найти или анализ строфики какого-либо периода, частично совпадающего с годами жизни поэта, или анализ отдельных примечательных в строфическом отношении произведений вроде “Фонаря” (см., напр.: [1, с. 57–110]; [2, с. 41–42]). В творчестве Державина принято выделять именно его версификационные эксперименты. Анализ корпуса стихотворений, вошедших в прижизненные “Сочинения Державина”, составленные самим поэтом (ч. 1–4, 1808; ч. 5, 1816) делает картину более полной и показывает, что в его творчестве есть место и “традиции”, и новаторству1. Цель этой работы – составить строфический справочник указанного корпуса стихотворений ([4, ч. 1–3]; [5, ч. 4], в которой собраны драматические произведения, не рассматривалась) и кратко прокомментировать его.
1. В оценке “обычности” и “оригинальности” строф Державина для того времени автор статьи ориентируется на работы М.Л. Гаспарова [2] и К.Д. Вишневского [3].
3
Строфы Ч. 1 Ч. 2 Ч. 3 Ч. 5
Катрены 11 8 32 6
5-стишия 4 4 1 2
6-стишия 13 10 6 9
7-стишия 1 1 - 2
8-стишия 10 22 11 16
9-стишия 3 - - 1
Одическая децима 8 7 2 7
Другие 10-стишия 5 6 1 1
11-стишия - - - 1
12-стишия 1 5 1 1
Сонет 2 - - 4 1
Гиперстрофы 1 4 2 1
Сочетания строф 3 4 3 5
Строфоиды 2 5 3 2
Нет деления на строфы 4 3 57 2
Табл. 1. Распределение строф в стихотворениях Державина (таблица составлена автором статьи)
2. Хотя сонет относится к твердым формам, особо отметим его в строфическом справочнике; 5 державинских сонетов требуют отдельного рассмотрения. Кратко отметим, что 3 из них (переложения из Петрарки) устроены абсолютно одинаково: АбАбАбАбВВгДДг, еще в одном терцеты связаны цепочкой рифм: ВВгВВг. Нестандартно устроен только поздний сонет, входящий в ч. 5 и являющийся абсолютно авторским: АбАбВгВгДДеЖЖе. Все 5 сонетов написаны традиционным для этой формы Я6. Даже в такой, казалось бы, регламентированной твердой форме Державин находит место для экспериментов.
4 Как видно из таблицы, к позднему периоду Державин становится бо́льшим экспериментатором, чем раньше: только в ч. 5, содержащей стихи 1808–1816 гг., встречаются все виды строф из тех, которые поэт в принципе использует. Конечно, в каждом томе хватает “обычных”, очень распространенных строф вроде 6- и 8-стиший, однако каждый раз Державин разбавляет их чем-то еще. Более того, если посмотреть на весь корпус (325 стихотворений), мы увидим, что катренами написано всего 17,54% стихотворений, 6-стишиями – 11,69%, 8-стишиями – 18,15%, а больше всего удивляет одическая децима – ею написано всего 7,38% стихотворений, или 12% стихов. Остальное приходится на другие строфы (примерно 20%)3. Однако при соотнесении с текстами произведений эти числа становятся более понятными. Например, одической децимой написаны оды “Бог” и “Фелица”, ставшие визитными карточками Державина, – неудивительно, что эта строфа сразу всплывает в памяти при мысли о творчестве поэта.
3. Обозначим, что около 4% текстов написано строфоидами, примерно 20% — вообще без деления на строфы или строфоиды, в 4,62% встречаются сочетания строф (эту часть корпуса мы лишь обозначим, но не будем рассматривать в рамках этой статьи; кроме того, некоторые особенно яркие стихотворения вроде уже упоминавшегося “Фонаря” и так прокомментированы едва ли не в любом пособии по стиховедению). Кратко отметим, что в последнем случае Державин в основном ограничивается самим выбором разнообразных строф и не стремится как-то необычно их организовать. Пять сонетов также требуют отдельного рассмотрения. Также кратко отметим, что 3 из них (переложения из Петрарки) устроены абсолютно одинаково: АбАбАбАбВВгДДг, еще в одном меняется только схема 2-го терцета (ВВг). Нестандартно устроен только поздний сонет, входящий в ч. 5 и являющийся абсолютно авторским: АбАбВгВгДДеЖЖе. Все 5 сонетов написаны традиционным для этой формы Я6). Даже в такой, казалось бы, регламентированной форме написания Державин находит место для экспериментов.
5 Соответственно, если посмотреть только на то, какие именно строфы выбирает Державин, его не получится назвать ни абсолютным консерватором, ни абсолютным экспериментатором. У него достаточно много “обычных” строф, однако все же пятую часть составляют необычные, оригинальные строфы. В связи с этим интересно рассмотреть два сюжета: проанализировать, как именно устроены “обычные” строфы Державина, есть ли там что-то необычное в версификационном плане, и рассмотреть “оригинальные” строфы.
6 2. Обычные строфы
7 Катрены (480 строф). Бо́льшая часть (372 катрена) предсказуемо имеет самую распространенную схему рифмовки АбАб. Только в трех стихотворениях, “Петру Великому”, “Хор I на Шведской мир” и “Песнь Баярда”, структура более сложная: они включают в себя “припев” (при этом схема рифмовки во всем произведении остается одинаковой). Приведем пример из 1-го стихотворения:
8 Россия, в славу облеченна,Куда свой взор ни обратит,Везде, весельем восхищенна,Везде труды Петровы зрит. ‎Неси на небо гласы, ветр:‎Бессмертен ты, Великий Петр!
9 [4, ч. 1, с. 225]
10 Еще 48 катренов приходятся на схему аББа, в одном стихотворении, “Невесте”, используется более редкая рифмовка АббА (6 строф). Только 54 катрена (или 11,25% катренов) написаны более оригинально.
11 В “Даре” катрен АбАб находится в рамке из двух катренов аБаБ с каждой стороны, в “Пеночке” дважды повторяется группа ААбб ВгВг. Очень необычно написана “Скромность”: здесь все катрены связаны между собой рифмовкой АБвв:
12 Тихий, милый ветерочек,Коль порхнешь ты на любезну,Как вздыханье ей в ушко шепчи;Если спросит, чье? – молчи.
13 Чистый, быстрый ручеечек,Если встретишь ты любезну,Как слезинка ей в лицо плещи;Если спросит, чья? – молчи.
14 [4, ч. 3, с. 83].
15 В ч. 5 есть три “античных” стихотворения – “К Меркурию”, “К Каллиопе” и “К Бахусу”, написанных белыми катренами, причем в 1-м содержатся только женские клаузулы, во 2-м системно чередуются женские и мужские (ХхХх), а в 3-м оба этих вида клаузул использованы без соблюдения строгой последовательности – приведем пример из последнего:
16 Вакха вдали, верь мне потомство, я видел:Меж диких он скал сидящий, петь учил песниНимф, ставших вокруг, внимавших его, и вверхЗавостренных ушми козлоногих Сатиров.Эвоа! Дрожит еще сердце от страха;Ужасом бога исполненно, скачет оноС радости дикой. Эван! Щади, о щади!От грозного тирса я трясусь, цепенея!
17 [5, с. 202]
18 С точки зрения метрики большая часть катренов не представляет особого интереса: 197 из них написаны Я4, 98 – Х4 (в основном за счет объемного позднего произведения “Царь-Девица”), 46 – Я6, 20 – Я3. Однако 119 катренов (около 25%) написаны по-другому. В некоторых используется распространенный прием – укорачивание четных стихов / последнего стиха в строфе (Я4-3; Х5-4; Я6-6-6-4, Я4-4-4-3). Лишь дважды Державин более творчески относится к укорачиванию / удлинению стихов: Х4-4-5-4 в “Скромности” (причем с точки зрения рифмовки оно тоже необычно, см. пример выше) и Я4-6-6-3 в “К Меркурию” (написан белыми стихами) – приведем из него пример:
19 Обманом некогда из стада,Быв юн еще, волов ты свел у Аполлона,И он, коль не отдашь, грозил; но стрел вмиг в тулеНе взвидев – рассмеялся.
20 [5, с. 196]
21 По-настоящему необычны только несколько случаев: “Весна”, написанная логаэдом, “Лето” (Дк4-4-4-2, в последнем стихе анакруза 1) и “К Бахусу” (имитация одного из “античных” размеров, какими их представлял Державин) – два стихотворения являются переложениями из Горация, а одно – подражанием античным авторам. Последовательно приведем примеры первых двух произведений (см. цитату из “К Бахусу” выше):
22 Тает зима дыханьем Фавона,Взгляда бежит прекрасной весны;Мчится Нева к Бельту на лоно,С брега суда спущены.
23 [4, ч. 2, с. 207]
24 Знойное лето весна увенчалаРозовым, алым по кудрям венцом;Липова роща, как жар, возблисталаВкруг меда листом.
25 [4, ч. 2, с. 228]
26 6-стишия (383 строфы). Они устроены гораздо более разнообразно, при этом одна из самых распространенных схем, АбАбВВ, встречается редко – только в “Сострадании” и “На крещение великого князя Николая Павловича”. Еще трижды поэт употребляет похожую схему АбАбвв, а один раз (“К Скопихину”) – самую необычную версию, аБаБвв:
27 Не блещет серебро, в скупойЗемле лежаще сокровенным.Скопихин! враг его ты злой,Употреблением полезнымПока твоим не оценишь,Сияющим не учинишь.
28 [4, ч. 2, с. 193]
29 Трижды также встречаются чередования или сочетания строф такого типа (“Водопад” – аБаБвв / АбАбВВ, “Храповицкому” – аБаБвв и АбАбвв; “Радуга” – абабВВ и АбАбВВ).
30 Если 6-стишие начинается с пары женских рифм, продолжение может быть разным. В “Успокоенном неверии” используется необычная парная рифмовка ааББвв:
31 Когда то правда, человек,Что цепь печалей весь твой век:Почто ж нам веком долгим льститься?На то ль, чтоб плакать и крушитьсяИ, меря жизнь свою тоской,Не знать отрады никакой?
32 [4, ч. 1, с. 31]
33 В “Решемыслу” получается ААбВбВ:
34 Веселонравная, младая,Нелицемерная, простая, Подруга Флаккова и дщерь Природой данного мне смысла!Приди ко мне, приди теперь,О Муза! славить Решемысла.
35 [4, ч. 1, с. 120]
36 Еще в трех после пары женских рифм дальше идет опоясывающая – ААбВВб, напр., в “Помощи Божией”:
37 Возвел я мысленные взорыВ небесны лучезарны горы,И помощь мне оттоль пришла.Я помощь сильную приемлюОт Сотворившего всю землюИ в небе звезды без числа.
38 [4, ч. 1, с. 26]
39 Самый необычный вариант представлен в “Памятнике герою”: 11 6-стиший начинаются с пары женских рифм, а остальные стихи – холостые женские:
40 Всегда разборчива, правдива,Нигде и никому не льстива,О! строгого Кунгдзея Муза,Которая его вдыхалаИграть на нежном, звонком кинеИ трогать поученьем сердце!
41 [4, ч. 1, с. 126]
42 Самыми интересными выглядят 6-стишия с излюбленной Державиным скользящей рифмой (8 стихотворений). Так поэт придает им особую оригинальность, держит читателя в напряжении и заставляет его перечитывать произведение более внимательно. Обычно такая рифма находится в двух последних стихах каждой строфы и связывает между собой два соседних 6-стишия. Выделяется только стихотворение “К Каллиопе”, где строфы связываются между собой именно с помощью такой рифмы (4 стиха до этого – все время холостые):
43 Сойди, бессмертная, с небес
44 Царица песней, Каллиопа!
45 И громкую трубу твою,
46 Иль лучше лиру нежно-звучну,
47 Иль, если хочешь, голос твой
48 Ты согласи со мной.
49 [4, ч. 1, с. 67]
50 В “Гитаре” финал строф оказывается более необычным: с помощью скользящей рифмы связываются только последние стихи, а 5-й стих – холостой с женской клаузулой:
51 Шестиструнная гитараУ красавицы в руках,Громы звучного  Пиндара Заглушая на устах,Мне за гласом звонким, нежнымПеть велит любовь.
52 Я пою под миртой мирной,На красы ее смотря,Не завидуя обширнойВласти самого царя;Взгляд один ее мне нежныйВсех милей чинов.
53 [4, ч. 3, с. 161]
54 Целых 13 раз (101 строфа, 26,37% всех 6-стиший, что очень необычно для своего времени) Державин использует противоположный прием. После 4 стихов с перекрестной рифмовкой (обычно АбАб; может быть также вариант с опоясывающей рифмовкой аББа) идут два холостых, всегда в сочетании Хх. В таких строфах, также необычно звучащих, создается ощущение “разъединенности”, несвязанности текста. Приведем одну такую строфу (“Четыре возраста”):
55 Как светятся блескиНа розе росы, –Так милы усмешкиНевинной красы.Младенческий образ –Вид в капле зари.
56 [4, ч. 2, с. 232]
57 Только “На кончину Императрицы Екатерины II, и на восшествие на престол Императора Павла I” написано белыми 6-стишиями со случайными рифмами.
58 В плане метрики ситуация напоминает описанную ранее: повтор “обычных”, распространенных размеров: Я4 (263 строфы) и Х4 (24 строфы); укорачивание последнего стиха (Я4-4-4-4-4-3; Х4-4-4-4-4-3); упорядоченное чередование более длинных и более коротких стихов (Я4-4-4-4-2-4; Я5-3-5-3-4-3; Я6-5-5-5-6-3 – всего 61 строфа). Только 35 строф (9,14%) метрически более интересны: по одному стихотворению написано Я3 и Х3; используются 3-сложные размеры – Амф2 (дважды) и Дк2 (“Пчела”); “Радугу” можно воспринимать как не совсем урегулированный логаэд или вольный 3-сложник. Приведем примеры из “Пчелы” и “Радуги”:
59 Пчелка златая!Что ты жужжишь?Все вкруг летая,Прочь не летишь?Или ты любишьЛизу мою? [4, ч. 2, с. 68]
60 Взглянь,  Апеллес ! взглянь в небеса!В сумрачном облаке там,Видишь, какая из лент полоса,Огненна ткань блещет очам,Склонясь над твоею главоюДугою!
61 [4, ч. 2, с. 266]
62 8-стишия (581 строфа). Державин использовал огромное количество таких строф – 581 в 59 стихотворениях. Очень часто они устроены вполне предсказуемо – полностью написаны АбАбВгВг (252 строфы), АбАбВВгг (50 строф), аБаБВВГГ, аББаВгВг, АббАвГГв, ААббВгВг или сочетаниями этих строф. Очевидно, что в таких случаях 8стишие мыслится как два соединенных катрена, формально оно устроено очень просто. Необычной можно назвать только 61 строфу, или 10,5% 8-стиший. В “Маневрах” строфы связаны между собой скользящей рифмой, описанной выше. В “Тоске души” подавляющее количество стихов – холостые, однако в каждой строфе есть одна пара мужских рифм:
63 Ночная тьма темнее стала;Вкруг в гибком камыше, в кустахЧуть слышимо погод шептаньеВ меня вливало некий страх.Во слух мой доходили звукиТак нежны, сладки, как свирель.Отколь они ко мне неслися?Но в сердце так вещали мне:
64 [5, с. 51]
65 “Первая песнь Пиндара Пифическая” полностью написана белыми стихами (встречаются только случайные рифмы), а в “Осени во время осады Очакова” 5 раз повторяется сочетание 8-стиший – белого и зарифмованного:
66 В опушке заяц быстроногий,Как колпик поседев, лежит;Ловецки раздаются роги,И выжлиц лай и гул гремит.Запасшися крестьянин хлебом,Ест добры щи и пиво пьет;Обогащенный щедрым небом,Блаженство дней своих поет.Борей на Осень хмурит бровиИ Зиму с севера зовет,Идет седая чародейка,Косматым машет рукавом;И снег, и мраз, и иней сыплетИ воды претворяет в льды;От хладного ее дыханьяПрироды взор оцепенел.
67 [4, ч. 1, с. 137]
68 Метрика большинства 8-стиший также проста: по-видимому, Державин воспринимал эту строфу как нейтральную, не предполагающую особых экспериментов (в этом смысле похожую на одическую дециму). 479 строф написаны Я4, 44 – Х4, 38 – ямбом с укорачиванием последнего стиха / урегулированным чередованием разностопных стихов. “Умиление” написано Я3, в “Явлении” Я5 написаны все строфы, кроме последней (Я3), а по-настоящему интересным выглядит только позднее стихотворение “На покорение Парижа”, в котором “основные” строфы написаны Дк3, а “припев” (по определению самого Державина) – Дк2:
69 Милостью больше, чем гневом,В славе блестящ там, как Бог,Препровожденный вшел небомВ древний Бурбонов чертог;Дух к ним народа любовьюВозжегши, их воскресил;Бедства московски не кровью,Благом злодеям отмстил.
70 Здрав, Александр,Царь будь царей,Что без наградТвердой твоейСверг злость ты душой,Доблесть вознес,Прямо герой!Славься сим днесь!
71 [4, ч. 4, с. 215]
72 Таким образом, видно, что подавляющее большинство “обычных”, распространенных строф у Державина действительно устроено вполне обычно и предсказуемо. Однако каждый раз у него находится место экспериментам: от 5% до 25% строф в каждой группе оказываются по какому-либо параметру выбивающимися из числа традиционных.
73 3. Необычные строфы
74 Рассмотрим теперь необычные, редкие строфы, которые использует Державин. Некоторые из них (напр., 5-стишия) являются редкими именно для этого поэта, некоторые, как 7- или 11-стишия, вообще нечасты.
75 5-стишия (11 стихотворений). Державин явно воспринимает эту строфу как необычную, каждый раз он старается организовать ее как-то по-новому. Это и строфы, связанные скользящей рифмой: аБаБв гДгДв (трижды повторяются в “Праведном Судии”), ААббВ ГГддВ (трижды повторяются в стихотворении “К лире”), ААббВ ГГддВ (4 раза повторяются в “Осени”), АбАбв ГдГдв (трижды повторяются в “Г. Озерову на приписание Эдипа”), – и разнообразно построенные 5-стишия в стихотворении “На безбожников” (аБаБв гДгДв еЖеЖз иЙиЙз кЛкЛх), и строфы с вайзе АбАбХ, аБаБх и аББаХ, и белые стихи. Интересно, что только в ч. 3 5-стишия встречаются один раз: видимо, Державин считал их “неподходящими” для анакреонтической лирики.
76 Большинство 5-стиший написано “нейтральным” Я4, одно – Х4. Эксперименты здесь не очень часты. “К лире” написано Дк3, “На безбожников” – логаэд или Дк, 4-стопный с усеченной стопой перед цезурой и последним стихом, написанным Дк3 (интерпретация зависит от взглядов того, кто анализирует его схему), “Осень” – логаэд, в “Г. Озерову на приписание Эдипа” чередуются Амф3-Я4-Амф3-Я4-Амф2 (приведем пример из него):
77 Вития! кому Мельпомена,
78 Надев котурн, дала кинжал;
79 А север, как лавром, из клена
80 Венцом зеленым увенчал
81 Блестяще чело.
82 [4, ч. 2, с. 243]
83 7-стишия (4 стихотворения). Эта редкая строфа явно воспринималась Державиным как экзотическая, требующая изысков, и все 4 произведения написаны необычно. Дважды (“На новый год” и “На новый 1798 год”) 7-стишие представляет собой как будто “стандартное” 6-стишие АбАбВВ, к которому прикреплен стих-вайзе. Оба текста достаточно длинные, так что читатель успевает привыкнуть к использованию этого приема. Схема строфы позднего стихотворения “На победу Александром Iм Наполеона под Люциным” – хХхаББа: каждые первые три стиха – холостые, дальше – опоясывающая рифмовка, сама по себе более редкая, чем, например, перекрестная. Последнее стихотворение в этом собрании, “Полигимнии”, также написано крайне причудливыми 7-стишиями. Здесь как будто зеркально по отношению к предыдущему стихотворению зарифмованы каждые первые 4 стиха, а последние 3 – холостые, причем клаузулы все время бессистемно меняются от строфы к строфе. Интересно, что только это произведение написано необычным размером, который поэт явно понимал как “античный” (на практике у него получился тактовик; все вместе создает ощущение еще большей оригинальности текста), в остальных выбор строфы уравновешивается обычным Я4.
84 9-стишия (3 стихотворения). Эти редкие строфы у Державина также устроены необычно. В “Меркурию” используется описанный выше прием добавления стиха-вайзе – к “обычному” 8-стишию АбАбВгВг. В “Шествии по Волхову Российской Амфитриты” к нему добавляется последний стих со скользящей рифмой, всегда соединяющей две соседние строфы. Только в стихотворении “На кончину великой княжны Ольги Павловны” схема более причудлива: АБвБАвХХх. Кроме того, только оно написано Дк2 (для других выбран все тот же нейтральный Я4):
85 Юная розаЛишь развернулаАлый шипок,Вдруг от морозаВ лоне уснула,Свянул цветок.Так и с царевной:Нет уж в ней жизни,Смерть на челе!
86 [4, ч. 1, с. 292]
87 10-стишия (не традиционная для русской поэзии одическая децима АбАбВВгДДг; 13 стихотворений). Здесь эксперименты часто одинаковы: использование схемы АбАбВгВгДД; написание 8 стихов с рифмовкой АбАбВгВг и завершение строфы холостыми стихами (хх или Хх); написание белых стихов. Однако в “Гимне солнцу” после привычных 8 стихов АбАбВгВг находится парная мужская рифма. В стихотворении “Пени” зеркально отражаются клаузулы одической децимы: аБаБввГддГ:
88 Достигнул страшный слух ко мне,Что стал ты лжив и лицемерен;В твоей отеческой стране,О льстец! мне сделался неверен.Те нежности, которы мнеЯвлял любви твоей в огне,Во страсти новой погружаешь;О мне не мнишь, не говоришь,Другой любовь свою даришь,Меня совсем позабываешь.
89 [4, ч. 3, с. 192]
90 В стихотворении “На возвращение графа Зубова из Персии” 7 раз повторяется группа АбАбВгВгДе ДеЖзЖзИйИй: соседние строфы связываются с помощью двух пар рифм с перекрестной рифмовкой. В “Добродетели” строфы с нестандартным для 10-стишия чередованием клаузул завершаются стихом со скользящей рифмой, связывающей две соседние строфы:
91 Орудье благости и сил,Господня дщерь, Его подобье,В которой мудро совместилОн твердость, кротость, ум, незлобьеИ к благу общему любовь,О доблесть смертных! Добродетель!О соль земли! – хоть сонм духов,Разврату нравственну радетель,И смеет звать тебя мечтой;Но Бог, я мню, ты воплощенный.
92 Так, – ты наместница Творца,Его зиждительница волиВ Его селеньях без конца,И в сей борения юдолиДобра и зла ты вождь един,К высокой той чреде ведущий,К которой избран Света сын.О Ангел, в человеке сущий!О человек, лицом, душойНа небеса взирать рожденный!
93 [5, с. 61]
94 Бо́льшая часть из них предсказуемо написана Я4, одно – Х4. Желание разнообразить размер наблюдается в стихотворениях “На коронацию Императора” (Я4-3-4-4-4-4-4-4-4-6) и “Издателю моих песней” (8 стихов – Дк3, последние два – Дк4 и Дк2).
95 12-стишия (9 стихотворений). Большинство из них явно мыслятся поэтом как 3 соединенных катрена: АбАбВгВгДеДе, с точки зрения рифмовки они как будто не соединены друг с другом, – из более редких державинских строф эти организованы наиболее заурядно. Идея соединения трех катренов сохраняется и в текстах с другими схемами: АбАбВВггДДее в “Графу Стейнбоку”, АбАбВгВгДДее в “Атаману и войску Донскому”, повторяющееся сочетание трех 10-стиший с разной схемой рифмовки в каждом в “Афинейскому Витязю”. “В память Давыдову и Хвостову” написано белыми стихами. Только в “Надежде” схема первых 6 стихов повторяет схему первых 6 стихов одической децимы (АбАбВВ), однако ее вторая часть нестандартна, в ней трудно увидеть связь с одической строфой (гДгеДе). Сложная схема строфы уравновешивается выбором Х4:
96 Луч, от света отделенный,Льющего всем солнцам свет,Прежде в дух мой впечатленный,Чем он прахом стал одет,Беспрестанно ввысь парящийИ с собой меня манящийК океану своему, –Хоть претит земли одежда,Но несешь меня к немуТы желаний на крылах,О бессмертная Надежда,Обещательница благ!
97 [5, с. 58]
98 Почти все остальные 12-стишия написаны Я4, дважды встречается Я3, один – Х3, так что с точки зрения метрики они малоинтересны.
99 Таким образом, анализ всего корпуса лирических стихотворений, опубликованных в прижизненных “Сочинениях Державина”, уточняет представление о выборе строф поэтом. С одной стороны, он часто обращается к стандартным, распространенным строфам, однако даже здесь проявляются его авторские предпочтения: так, 8-стишия у него появляются гораздо чаще, чем одическая децима. С другой – во все периоды творчества, в каждой части этого собрания встречаются стихотворения, написанные необычно, экспериментально. Как говорилось выше, процент произведений, необычных по какому-либо параметру, связанному со строфикой, составляет от 5% до 25% строф в каждой группе. Некоторые способы сделать строфу оригинальной – например, использование стиха-вайзе или скользящей рифмы – повторяются у него постоянно, другие же встречаются нерегулярно или вовсе однократно; кроме того, необычность строфы часто “разбавляется” выбором нейтрального размера или выбором очень предсказуемой рифмовки (в этом плане повторяется та же ситуация, которая наблюдается при анализе метрики и рифмы Державина). Получается, что поэт, действительно, находит место экспериментам, для своего времени они необычны, однако часто однотипны, державинские способы создания необычных строф в целом поддаются классификации.

References

1. Gasparov, M.L. Ocherk istorii russkogo stikha: Metrika. Ritmika. Rifma. Strofika [Essay on the history of Russian verse: Metric. Rhythm. Rhyme. Strophic]. 2nd ed. Moscow, Fortuna Limited Publ., 2000. 351 p. (In Russ.)

2. Mysl, vooruzhennaya rifmami: Poeticheskaya antologiya po istorii russkogo stikha [Thought Armed with Rhymes: Poetic Anthology on the History of Russian Verse]. Ed. by V.E. Kholshevnikov. 2nd ed. Leningrad, Leningradskiy un-t Publ.,1987. 608 p. (In Russ.)

3. Vishnevsky, K.D. Arkhitektonika russkogo stikha XVIII – pervoy poloviny XIX v. [Architectonics of the Russian Verse of the 18th – First Half of the 19th Century]. Issledovaniya po teorii i istorii stikha [Studies on the Theory and History of Verse]. Leningrad, Nauka Publ., 1978, pp. 48–66. (In Russ.)

4. Derzhavin, G.R. Sochineniya [Works]. Vol. 1–4. St. Petersburg, 1808. (In Russ.)

5. Derzhavin, G.R. Sochineniya [Works]. Vol. 5. St. Petersburg, 1816. (In Russ.)

Comments

No posts found

Write a review
Translate