О строфических предпочтениях Г. Р. Державина (на материале прижизненного собрания сочинений)
О строфических предпочтениях Г. Р. Державина (на материале прижизненного собрания сочинений)
Аннотация
Код статьи
S160578800021456-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Пастернак Екатерина Алексеевна 
Аффилиация:
МГУ имени М.В. Ломоносова
Институт мировой культуры МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1 с. 51
Выпуск
Страницы
52-59
Аннотация

В статье анализируется строфика стихотворений Г.Р. Державина на материале подготовленного им самим собрании сочинений (Ч. 1–5, 1808–1816).  В научной литературе его творчество обычно показано или как полное экспериментов, или как легко вписывающееся в современный ему контекст. Анализ корпуса стихотворений уточняет это представление в отношении строфики. С одной стороны, поэт действительно выбирает для многих произведений “обычные”, предсказуемые строфы (например, катрены или 8-стишия). Хотя многими популярными строфами у Державина написано не так уж много произведений, неудивительно, что его творчество во многом ассоциируется именно с ними. К примеру, именно оды “Бог” и “Фелица”, написанные одическими децимами, являются одними из визитных карточек поэта, хотя в целом на долю этой строфы приходится всего чуть больше 7% стихотворений, или 12% стихов. С другой стороны, от 5% до 25% произведений, написанных какими-либо одинаковыми строфами, выделяются среди остальных по какому-либо параметру: это может быть сам по себе выбор редкой строфы, необычная рифмовка, нестандартное сочетание строфы и размера. При этом многие виды приемов, с помощью которых Державин создает необычность строфы, повторяются и поддаются классификации. Соответственно, в творчестве поэта находится место и “традициям”, и экспериментам – последних у него действительно достаточно много, хотя даже в разных строфах они часто довольно однотипны.

Ключевые слова
Г.Р. Державин, стиховедение, строфика, строфический справочник, оригинальные строфы
Источник финансирования
Исследование выполнено в Институте мировой культуры МГУ имени М. В. Ломоносова за счет гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 19-78-10132).
Классификатор
Получено
28.09.2022
Дата публикации
28.09.2022
Всего подписок
12
Всего просмотров
359
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год
1
  1. Общая характеристика строфики Державина
2 Сюжеты, связанные с версификацией Г.Р. Державина, неоднократно становились предметом исследования ученых, однако его строфика так и не была комплексно проанализирована. В научных работах можно найти или анализ строфики какого-либо периода, частично совпадающего с годами жизни поэта, или анализ отдельных примечательных в строфическом отношении произведений вроде “Фонаря” (см., напр.: [1, с. 57–110]; [2, с. 41–42]). В творчестве Державина принято выделять именно его версификационные эксперименты. Анализ корпуса стихотворений, вошедших в прижизненные “Сочинения Державина”, составленные самим поэтом (ч. 1–4, 1808; ч. 5, 1816) делает картину более полной и показывает, что в его творчестве есть место и “традиции”, и новаторству1. Цель этой работы – составить строфический справочник указанного корпуса стихотворений ([4, ч. 1–3]; [5, ч. 4], в которой собраны драматические произведения, не рассматривалась) и кратко прокомментировать его.
1. В оценке “обычности” и “оригинальности” строф Державина для того времени автор статьи ориентируется на работы М.Л. Гаспарова [2] и К.Д. Вишневского [3].
3
Строфы Ч. 1 Ч. 2 Ч. 3 Ч. 5
Катрены 11 8 32 6
5-стишия 4 4 1 2
6-стишия 13 10 6 9
7-стишия 1 1 - 2
8-стишия 10 22 11 16
9-стишия 3 - - 1
Одическая децима 8 7 2 7
Другие 10-стишия 5 6 1 1
11-стишия - - - 1
12-стишия 1 5 1 1
Сонет 2 - - 4 1
Гиперстрофы 1 4 2 1
Сочетания строф 3 4 3 5
Строфоиды 2 5 3 2
Нет деления на строфы 4 3 57 2
Табл. 1. Распределение строф в стихотворениях Державина (таблица составлена автором статьи)
2. Хотя сонет относится к твердым формам, особо отметим его в строфическом справочнике; 5 державинских сонетов требуют отдельного рассмотрения. Кратко отметим, что 3 из них (переложения из Петрарки) устроены абсолютно одинаково: АбАбАбАбВВгДДг, еще в одном терцеты связаны цепочкой рифм: ВВгВВг. Нестандартно устроен только поздний сонет, входящий в ч. 5 и являющийся абсолютно авторским: АбАбВгВгДДеЖЖе. Все 5 сонетов написаны традиционным для этой формы Я6. Даже в такой, казалось бы, регламентированной твердой форме Державин находит место для экспериментов.
4 Как видно из таблицы, к позднему периоду Державин становится бо́льшим экспериментатором, чем раньше: только в ч. 5, содержащей стихи 1808–1816 гг., встречаются все виды строф из тех, которые поэт в принципе использует. Конечно, в каждом томе хватает “обычных”, очень распространенных строф вроде 6- и 8-стиший, однако каждый раз Державин разбавляет их чем-то еще. Более того, если посмотреть на весь корпус (325 стихотворений), мы увидим, что катренами написано всего 17,54% стихотворений, 6-стишиями – 11,69%, 8-стишиями – 18,15%, а больше всего удивляет одическая децима – ею написано всего 7,38% стихотворений, или 12% стихов. Остальное приходится на другие строфы (примерно 20%)3. Однако при соотнесении с текстами произведений эти числа становятся более понятными. Например, одической децимой написаны оды “Бог” и “Фелица”, ставшие визитными карточками Державина, – неудивительно, что эта строфа сразу всплывает в памяти при мысли о творчестве поэта.
3. Обозначим, что около 4% текстов написано строфоидами, примерно 20% — вообще без деления на строфы или строфоиды, в 4,62% встречаются сочетания строф (эту часть корпуса мы лишь обозначим, но не будем рассматривать в рамках этой статьи; кроме того, некоторые особенно яркие стихотворения вроде уже упоминавшегося “Фонаря” и так прокомментированы едва ли не в любом пособии по стиховедению). Кратко отметим, что в последнем случае Державин в основном ограничивается самим выбором разнообразных строф и не стремится как-то необычно их организовать. Пять сонетов также требуют отдельного рассмотрения. Также кратко отметим, что 3 из них (переложения из Петрарки) устроены абсолютно одинаково: АбАбАбАбВВгДДг, еще в одном меняется только схема 2-го терцета (ВВг). Нестандартно устроен только поздний сонет, входящий в ч. 5 и являющийся абсолютно авторским: АбАбВгВгДДеЖЖе. Все 5 сонетов написаны традиционным для этой формы Я6). Даже в такой, казалось бы, регламентированной форме написания Державин находит место для экспериментов.
5 Соответственно, если посмотреть только на то, какие именно строфы выбирает Державин, его не получится назвать ни абсолютным консерватором, ни абсолютным экспериментатором. У него достаточно много “обычных” строф, однако все же пятую часть составляют необычные, оригинальные строфы. В связи с этим интересно рассмотреть два сюжета: проанализировать, как именно устроены “обычные” строфы Державина, есть ли там что-то необычное в версификационном плане, и рассмотреть “оригинальные” строфы.
6 2. Обычные строфы
7 Катрены (480 строф). Бо́льшая часть (372 катрена) предсказуемо имеет самую распространенную схему рифмовки АбАб. Только в трех стихотворениях, “Петру Великому”, “Хор I на Шведской мир” и “Песнь Баярда”, структура более сложная: они включают в себя “припев” (при этом схема рифмовки во всем произведении остается одинаковой). Приведем пример из 1-го стихотворения:
8 Россия, в славу облеченна,Куда свой взор ни обратит,Везде, весельем восхищенна,Везде труды Петровы зрит. ‎Неси на небо гласы, ветр:‎Бессмертен ты, Великий Петр!
9 [4, ч. 1, с. 225]
10 Еще 48 катренов приходятся на схему аББа, в одном стихотворении, “Невесте”, используется более редкая рифмовка АббА (6 строф). Только 54 катрена (или 11,25% катренов) написаны более оригинально.
11 В “Даре” катрен АбАб находится в рамке из двух катренов аБаБ с каждой стороны, в “Пеночке” дважды повторяется группа ААбб ВгВг. Очень необычно написана “Скромность”: здесь все катрены связаны между собой рифмовкой АБвв:
12 Тихий, милый ветерочек,Коль порхнешь ты на любезну,Как вздыханье ей в ушко шепчи;Если спросит, чье? – молчи.
13 Чистый, быстрый ручеечек,Если встретишь ты любезну,Как слезинка ей в лицо плещи;Если спросит, чья? – молчи.
14 [4, ч. 3, с. 83].
15 В ч. 5 есть три “античных” стихотворения – “К Меркурию”, “К Каллиопе” и “К Бахусу”, написанных белыми катренами, причем в 1-м содержатся только женские клаузулы, во 2-м системно чередуются женские и мужские (ХхХх), а в 3-м оба этих вида клаузул использованы без соблюдения строгой последовательности – приведем пример из последнего:
16 Вакха вдали, верь мне потомство, я видел:Меж диких он скал сидящий, петь учил песниНимф, ставших вокруг, внимавших его, и вверхЗавостренных ушми козлоногих Сатиров.Эвоа! Дрожит еще сердце от страха;Ужасом бога исполненно, скачет оноС радости дикой. Эван! Щади, о щади!От грозного тирса я трясусь, цепенея!
17 [5, с. 202]
18 С точки зрения метрики большая часть катренов не представляет особого интереса: 197 из них написаны Я4, 98 – Х4 (в основном за счет объемного позднего произведения “Царь-Девица”), 46 – Я6, 20 – Я3. Однако 119 катренов (около 25%) написаны по-другому. В некоторых используется распространенный прием – укорачивание четных стихов / последнего стиха в строфе (Я4-3; Х5-4; Я6-6-6-4, Я4-4-4-3). Лишь дважды Державин более творчески относится к укорачиванию / удлинению стихов: Х4-4-5-4 в “Скромности” (причем с точки зрения рифмовки оно тоже необычно, см. пример выше) и Я4-6-6-3 в “К Меркурию” (написан белыми стихами) – приведем из него пример:
19 Обманом некогда из стада,Быв юн еще, волов ты свел у Аполлона,И он, коль не отдашь, грозил; но стрел вмиг в тулеНе взвидев – рассмеялся.
20 [5, с. 196]
21 По-настоящему необычны только несколько случаев: “Весна”, написанная логаэдом, “Лето” (Дк4-4-4-2, в последнем стихе анакруза 1) и “К Бахусу” (имитация одного из “античных” размеров, какими их представлял Державин) – два стихотворения являются переложениями из Горация, а одно – подражанием античным авторам. Последовательно приведем примеры первых двух произведений (см. цитату из “К Бахусу” выше):
22 Тает зима дыханьем Фавона,Взгляда бежит прекрасной весны;Мчится Нева к Бельту на лоно,С брега суда спущены.
23 [4, ч. 2, с. 207]
24 Знойное лето весна увенчалаРозовым, алым по кудрям венцом;Липова роща, как жар, возблисталаВкруг меда листом.
25 [4, ч. 2, с. 228]
26 6-стишия (383 строфы). Они устроены гораздо более разнообразно, при этом одна из самых распространенных схем, АбАбВВ, встречается редко – только в “Сострадании” и “На крещение великого князя Николая Павловича”. Еще трижды поэт употребляет похожую схему АбАбвв, а один раз (“К Скопихину”) – самую необычную версию, аБаБвв:
27 Не блещет серебро, в скупойЗемле лежаще сокровенным.Скопихин! враг его ты злой,Употреблением полезнымПока твоим не оценишь,Сияющим не учинишь.
28 [4, ч. 2, с. 193]
29 Трижды также встречаются чередования или сочетания строф такого типа (“Водопад” – аБаБвв / АбАбВВ, “Храповицкому” – аБаБвв и АбАбвв; “Радуга” – абабВВ и АбАбВВ).
30 Если 6-стишие начинается с пары женских рифм, продолжение может быть разным. В “Успокоенном неверии” используется необычная парная рифмовка ааББвв:
31 Когда то правда, человек,Что цепь печалей весь твой век:Почто ж нам веком долгим льститься?На то ль, чтоб плакать и крушитьсяИ, меря жизнь свою тоской,Не знать отрады никакой?
32 [4, ч. 1, с. 31]
33 В “Решемыслу” получается ААбВбВ:
34 Веселонравная, младая,Нелицемерная, простая, Подруга Флаккова и дщерь Природой данного мне смысла!Приди ко мне, приди теперь,О Муза! славить Решемысла.
35 [4, ч. 1, с. 120]
36 Еще в трех после пары женских рифм дальше идет опоясывающая – ААбВВб, напр., в “Помощи Божией”:
37 Возвел я мысленные взорыВ небесны лучезарны горы,И помощь мне оттоль пришла.Я помощь сильную приемлюОт Сотворившего всю землюИ в небе звезды без числа.
38 [4, ч. 1, с. 26]
39 Самый необычный вариант представлен в “Памятнике герою”: 11 6-стиший начинаются с пары женских рифм, а остальные стихи – холостые женские:
40 Всегда разборчива, правдива,Нигде и никому не льстива,О! строгого Кунгдзея Муза,Которая его вдыхалаИграть на нежном, звонком кинеИ трогать поученьем сердце!
41 [4, ч. 1, с. 126]
42 Самыми интересными выглядят 6-стишия с излюбленной Державиным скользящей рифмой (8 стихотворений). Так поэт придает им особую оригинальность, держит читателя в напряжении и заставляет его перечитывать произведение более внимательно. Обычно такая рифма находится в двух последних стихах каждой строфы и связывает между собой два соседних 6-стишия. Выделяется только стихотворение “К Каллиопе”, где строфы связываются между собой именно с помощью такой рифмы (4 стиха до этого – все время холостые):
43 Сойди, бессмертная, с небес
44 Царица песней, Каллиопа!
45 И громкую трубу твою,
46 Иль лучше лиру нежно-звучну,
47 Иль, если хочешь, голос твой
48 Ты согласи со мной.
49 [4, ч. 1, с. 67]
50 В “Гитаре” финал строф оказывается более необычным: с помощью скользящей рифмы связываются только последние стихи, а 5-й стих – холостой с женской клаузулой:
51 Шестиструнная гитараУ красавицы в руках,Громы звучного  Пиндара Заглушая на устах,Мне за гласом звонким, нежнымПеть велит любовь.
52 Я пою под миртой мирной,На красы ее смотря,Не завидуя обширнойВласти самого царя;Взгляд один ее мне нежныйВсех милей чинов.
53 [4, ч. 3, с. 161]
54 Целых 13 раз (101 строфа, 26,37% всех 6-стиший, что очень необычно для своего времени) Державин использует противоположный прием. После 4 стихов с перекрестной рифмовкой (обычно АбАб; может быть также вариант с опоясывающей рифмовкой аББа) идут два холостых, всегда в сочетании Хх. В таких строфах, также необычно звучащих, создается ощущение “разъединенности”, несвязанности текста. Приведем одну такую строфу (“Четыре возраста”):
55 Как светятся блескиНа розе росы, –Так милы усмешкиНевинной красы.Младенческий образ –Вид в капле зари.
56 [4, ч. 2, с. 232]
57 Только “На кончину Императрицы Екатерины II, и на восшествие на престол Императора Павла I” написано белыми 6-стишиями со случайными рифмами.
58 В плане метрики ситуация напоминает описанную ранее: повтор “обычных”, распространенных размеров: Я4 (263 строфы) и Х4 (24 строфы); укорачивание последнего стиха (Я4-4-4-4-4-3; Х4-4-4-4-4-3); упорядоченное чередование более длинных и более коротких стихов (Я4-4-4-4-2-4; Я5-3-5-3-4-3; Я6-5-5-5-6-3 – всего 61 строфа). Только 35 строф (9,14%) метрически более интересны: по одному стихотворению написано Я3 и Х3; используются 3-сложные размеры – Амф2 (дважды) и Дк2 (“Пчела”); “Радугу” можно воспринимать как не совсем урегулированный логаэд или вольный 3-сложник. Приведем примеры из “Пчелы” и “Радуги”:
59 Пчелка златая!Что ты жужжишь?Все вкруг летая,Прочь не летишь?Или ты любишьЛизу мою? [4, ч. 2, с. 68]
60 Взглянь,  Апеллес ! взглянь в небеса!В сумрачном облаке там,Видишь, какая из лент полоса,Огненна ткань блещет очам,Склонясь над твоею главоюДугою!
61 [4, ч. 2, с. 266]
62 8-стишия (581 строфа). Державин использовал огромное количество таких строф – 581 в 59 стихотворениях. Очень часто они устроены вполне предсказуемо – полностью написаны АбАбВгВг (252 строфы), АбАбВВгг (50 строф), аБаБВВГГ, аББаВгВг, АббАвГГв, ААббВгВг или сочетаниями этих строф. Очевидно, что в таких случаях 8стишие мыслится как два соединенных катрена, формально оно устроено очень просто. Необычной можно назвать только 61 строфу, или 10,5% 8-стиший. В “Маневрах” строфы связаны между собой скользящей рифмой, описанной выше. В “Тоске души” подавляющее количество стихов – холостые, однако в каждой строфе есть одна пара мужских рифм:
63 Ночная тьма темнее стала;Вкруг в гибком камыше, в кустахЧуть слышимо погод шептаньеВ меня вливало некий страх.Во слух мой доходили звукиТак нежны, сладки, как свирель.Отколь они ко мне неслися?Но в сердце так вещали мне:
64 [5, с. 51]
65 “Первая песнь Пиндара Пифическая” полностью написана белыми стихами (встречаются только случайные рифмы), а в “Осени во время осады Очакова” 5 раз повторяется сочетание 8-стиший – белого и зарифмованного:
66 В опушке заяц быстроногий,Как колпик поседев, лежит;Ловецки раздаются роги,И выжлиц лай и гул гремит.Запасшися крестьянин хлебом,Ест добры щи и пиво пьет;Обогащенный щедрым небом,Блаженство дней своих поет.Борей на Осень хмурит бровиИ Зиму с севера зовет,Идет седая чародейка,Косматым машет рукавом;И снег, и мраз, и иней сыплетИ воды претворяет в льды;От хладного ее дыханьяПрироды взор оцепенел.
67 [4, ч. 1, с. 137]
68 Метрика большинства 8-стиший также проста: по-видимому, Державин воспринимал эту строфу как нейтральную, не предполагающую особых экспериментов (в этом смысле похожую на одическую дециму). 479 строф написаны Я4, 44 – Х4, 38 – ямбом с укорачиванием последнего стиха / урегулированным чередованием разностопных стихов. “Умиление” написано Я3, в “Явлении” Я5 написаны все строфы, кроме последней (Я3), а по-настоящему интересным выглядит только позднее стихотворение “На покорение Парижа”, в котором “основные” строфы написаны Дк3, а “припев” (по определению самого Державина) – Дк2:
69 Милостью больше, чем гневом,В славе блестящ там, как Бог,Препровожденный вшел небомВ древний Бурбонов чертог;Дух к ним народа любовьюВозжегши, их воскресил;Бедства московски не кровью,Благом злодеям отмстил.
70 Здрав, Александр,Царь будь царей,Что без наградТвердой твоейСверг злость ты душой,Доблесть вознес,Прямо герой!Славься сим днесь!
71 [4, ч. 4, с. 215]
72 Таким образом, видно, что подавляющее большинство “обычных”, распространенных строф у Державина действительно устроено вполне обычно и предсказуемо. Однако каждый раз у него находится место экспериментам: от 5% до 25% строф в каждой группе оказываются по какому-либо параметру выбивающимися из числа традиционных.
73 3. Необычные строфы
74 Рассмотрим теперь необычные, редкие строфы, которые использует Державин. Некоторые из них (напр., 5-стишия) являются редкими именно для этого поэта, некоторые, как 7- или 11-стишия, вообще нечасты.
75 5-стишия (11 стихотворений). Державин явно воспринимает эту строфу как необычную, каждый раз он старается организовать ее как-то по-новому. Это и строфы, связанные скользящей рифмой: аБаБв гДгДв (трижды повторяются в “Праведном Судии”), ААббВ ГГддВ (трижды повторяются в стихотворении “К лире”), ААббВ ГГддВ (4 раза повторяются в “Осени”), АбАбв ГдГдв (трижды повторяются в “Г. Озерову на приписание Эдипа”), – и разнообразно построенные 5-стишия в стихотворении “На безбожников” (аБаБв гДгДв еЖеЖз иЙиЙз кЛкЛх), и строфы с вайзе АбАбХ, аБаБх и аББаХ, и белые стихи. Интересно, что только в ч. 3 5-стишия встречаются один раз: видимо, Державин считал их “неподходящими” для анакреонтической лирики.
76 Большинство 5-стиший написано “нейтральным” Я4, одно – Х4. Эксперименты здесь не очень часты. “К лире” написано Дк3, “На безбожников” – логаэд или Дк, 4-стопный с усеченной стопой перед цезурой и последним стихом, написанным Дк3 (интерпретация зависит от взглядов того, кто анализирует его схему), “Осень” – логаэд, в “Г. Озерову на приписание Эдипа” чередуются Амф3-Я4-Амф3-Я4-Амф2 (приведем пример из него):
77 Вития! кому Мельпомена,
78 Надев котурн, дала кинжал;
79 А север, как лавром, из клена
80 Венцом зеленым увенчал
81 Блестяще чело.
82 [4, ч. 2, с. 243]
83 7-стишия (4 стихотворения). Эта редкая строфа явно воспринималась Державиным как экзотическая, требующая изысков, и все 4 произведения написаны необычно. Дважды (“На новый год” и “На новый 1798 год”) 7-стишие представляет собой как будто “стандартное” 6-стишие АбАбВВ, к которому прикреплен стих-вайзе. Оба текста достаточно длинные, так что читатель успевает привыкнуть к использованию этого приема. Схема строфы позднего стихотворения “На победу Александром Iм Наполеона под Люциным” – хХхаББа: каждые первые три стиха – холостые, дальше – опоясывающая рифмовка, сама по себе более редкая, чем, например, перекрестная. Последнее стихотворение в этом собрании, “Полигимнии”, также написано крайне причудливыми 7-стишиями. Здесь как будто зеркально по отношению к предыдущему стихотворению зарифмованы каждые первые 4 стиха, а последние 3 – холостые, причем клаузулы все время бессистемно меняются от строфы к строфе. Интересно, что только это произведение написано необычным размером, который поэт явно понимал как “античный” (на практике у него получился тактовик; все вместе создает ощущение еще большей оригинальности текста), в остальных выбор строфы уравновешивается обычным Я4.
84 9-стишия (3 стихотворения). Эти редкие строфы у Державина также устроены необычно. В “Меркурию” используется описанный выше прием добавления стиха-вайзе – к “обычному” 8-стишию АбАбВгВг. В “Шествии по Волхову Российской Амфитриты” к нему добавляется последний стих со скользящей рифмой, всегда соединяющей две соседние строфы. Только в стихотворении “На кончину великой княжны Ольги Павловны” схема более причудлива: АБвБАвХХх. Кроме того, только оно написано Дк2 (для других выбран все тот же нейтральный Я4):
85 Юная розаЛишь развернулаАлый шипок,Вдруг от морозаВ лоне уснула,Свянул цветок.Так и с царевной:Нет уж в ней жизни,Смерть на челе!
86 [4, ч. 1, с. 292]
87 10-стишия (не традиционная для русской поэзии одическая децима АбАбВВгДДг; 13 стихотворений). Здесь эксперименты часто одинаковы: использование схемы АбАбВгВгДД; написание 8 стихов с рифмовкой АбАбВгВг и завершение строфы холостыми стихами (хх или Хх); написание белых стихов. Однако в “Гимне солнцу” после привычных 8 стихов АбАбВгВг находится парная мужская рифма. В стихотворении “Пени” зеркально отражаются клаузулы одической децимы: аБаБввГддГ:
88 Достигнул страшный слух ко мне,Что стал ты лжив и лицемерен;В твоей отеческой стране,О льстец! мне сделался неверен.Те нежности, которы мнеЯвлял любви твоей в огне,Во страсти новой погружаешь;О мне не мнишь, не говоришь,Другой любовь свою даришь,Меня совсем позабываешь.
89 [4, ч. 3, с. 192]
90 В стихотворении “На возвращение графа Зубова из Персии” 7 раз повторяется группа АбАбВгВгДе ДеЖзЖзИйИй: соседние строфы связываются с помощью двух пар рифм с перекрестной рифмовкой. В “Добродетели” строфы с нестандартным для 10-стишия чередованием клаузул завершаются стихом со скользящей рифмой, связывающей две соседние строфы:
91 Орудье благости и сил,Господня дщерь, Его подобье,В которой мудро совместилОн твердость, кротость, ум, незлобьеИ к благу общему любовь,О доблесть смертных! Добродетель!О соль земли! – хоть сонм духов,Разврату нравственну радетель,И смеет звать тебя мечтой;Но Бог, я мню, ты воплощенный.
92 Так, – ты наместница Творца,Его зиждительница волиВ Его селеньях без конца,И в сей борения юдолиДобра и зла ты вождь един,К высокой той чреде ведущий,К которой избран Света сын.О Ангел, в человеке сущий!О человек, лицом, душойНа небеса взирать рожденный!
93 [5, с. 61]
94 Бо́льшая часть из них предсказуемо написана Я4, одно – Х4. Желание разнообразить размер наблюдается в стихотворениях “На коронацию Императора” (Я4-3-4-4-4-4-4-4-4-6) и “Издателю моих песней” (8 стихов – Дк3, последние два – Дк4 и Дк2).
95 12-стишия (9 стихотворений). Большинство из них явно мыслятся поэтом как 3 соединенных катрена: АбАбВгВгДеДе, с точки зрения рифмовки они как будто не соединены друг с другом, – из более редких державинских строф эти организованы наиболее заурядно. Идея соединения трех катренов сохраняется и в текстах с другими схемами: АбАбВВггДДее в “Графу Стейнбоку”, АбАбВгВгДДее в “Атаману и войску Донскому”, повторяющееся сочетание трех 10-стиший с разной схемой рифмовки в каждом в “Афинейскому Витязю”. “В память Давыдову и Хвостову” написано белыми стихами. Только в “Надежде” схема первых 6 стихов повторяет схему первых 6 стихов одической децимы (АбАбВВ), однако ее вторая часть нестандартна, в ней трудно увидеть связь с одической строфой (гДгеДе). Сложная схема строфы уравновешивается выбором Х4:
96 Луч, от света отделенный,Льющего всем солнцам свет,Прежде в дух мой впечатленный,Чем он прахом стал одет,Беспрестанно ввысь парящийИ с собой меня манящийК океану своему, –Хоть претит земли одежда,Но несешь меня к немуТы желаний на крылах,О бессмертная Надежда,Обещательница благ!
97 [5, с. 58]
98 Почти все остальные 12-стишия написаны Я4, дважды встречается Я3, один – Х3, так что с точки зрения метрики они малоинтересны.
99 Таким образом, анализ всего корпуса лирических стихотворений, опубликованных в прижизненных “Сочинениях Державина”, уточняет представление о выборе строф поэтом. С одной стороны, он часто обращается к стандартным, распространенным строфам, однако даже здесь проявляются его авторские предпочтения: так, 8-стишия у него появляются гораздо чаще, чем одическая децима. С другой – во все периоды творчества, в каждой части этого собрания встречаются стихотворения, написанные необычно, экспериментально. Как говорилось выше, процент произведений, необычных по какому-либо параметру, связанному со строфикой, составляет от 5% до 25% строф в каждой группе. Некоторые способы сделать строфу оригинальной – например, использование стиха-вайзе или скользящей рифмы – повторяются у него постоянно, другие же встречаются нерегулярно или вовсе однократно; кроме того, необычность строфы часто “разбавляется” выбором нейтрального размера или выбором очень предсказуемой рифмовки (в этом плане повторяется та же ситуация, которая наблюдается при анализе метрики и рифмы Державина). Получается, что поэт, действительно, находит место экспериментам, для своего времени они необычны, однако часто однотипны, державинские способы создания необычных строф в целом поддаются классификации.

Библиография

1. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. 2-е изд., доп. М.: Фортуна Лимитед, 2000. 351 с.

2. Холшевников В.Е. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. 2-е изд. испр. и доп. Л.: Ленинградский ун-т, 1987. 606 с.

3. Вишневский К.Д. Архитектоника русского стиха XVIII – первой половины XIX в. // Исследования по теории и истории стиха. Л.: Наука, 1978. С. 48–66.

4. Державин Г.Р. Сочинения. Ч. 1–4. СПб.: Тип. Шнора, 1808.

5. Державин ГР. Сочинения. Ч. 5. СПб.: Тип. В. Плавильщикова, 1816.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести