РЕТРОСПЕКТИВИЗМ АВАНГАРДА ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА
РЕТРОСПЕКТИВИЗМ АВАНГАРДА ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА
Аннотация
Код статьи
S241377150000616-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
17-30
Аннотация
Статья посвящена культуре так называемого исторического авангарда, т.е. эпохе первой трети ХХ века. Автор убежден, что культура данного типа характеризуется двойственным - ретропроспективистским - утопизмом, сопрягающим архаику с футуристическими интенциями, равно ориентированными на создание новой космогонии. Преломлением всеобщих утопических тенденций было неосознанное воссоздание в искусстве примитивистски-теллурического начала как первоосновы бытия, а всеобщая деиндивидуализация и деперсонализация человека сопровождались онтологизацией мира животных. И, наоборот, устойчивое понятие духовности оказывалось едва ли не своей противоположностью, во всяком случае, - мифом.
Ключевые слова
авангард, мифология, мистериальность, “духовность”, теллуризм, примитивизм, космизм
Классификатор
Дата публикации
01.03.2012
Всего подписок
1
Всего просмотров
1117
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Библиография



Дополнительные источники и материалы

1. Авангард в культуре ХХ века (1900-1930). Теория. История. Поэтика. В 2-х кн./Отв. ред. Ю.Н. Гирин. М.: ИМЛИ РАН, 2010. 
2. Бердяев Н.А. О творческом историзме//Наше наследие. IV. 1991.
3. Лосев А.Ф. Послесловие//Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1962.
4. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М., 1994.
5. Юшкова О.А. Представители русского авангарда и религиозно-философской мысли о смысле творчества//Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1994.
6. Жеребин А.И. Философская проза Австрии в русской перспективе. СПб., 2004.
7. Эткинд Е. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. СПб., 1997.
8. Русский футуризм. М., 1999.
9. Злыднева Н.В. Мифологема начала в позднем авангарде//От конструктивизма до сюрреализма. М., 1996.
10. Полякова С.В. О внешнем и внутреннем портрете в поэзии Клюева (К вопросу об архетипичности поэтического языка)//Полякова С.В. "Олейников и об Олейникове" и другие работы по русской литературе. СПб., 1997.
11. Седельник В.Д. Дадаизм и дадаисты. М., 2010.
12. Азизян И.А. Диалог искусств ХХ века. Очерки взаимодействия искусств в культуре. М., 2008.
13. Соколов Ипполит. Скрижаль века//Русский экспрессионизм. М., 2005.
14. Кульбин Н. Свободное искусство как основа жизни//Русский авангард. Манифесты, декларации, программные статьи (1908-1917). СПб., 2008.
15. Малевич К. Собр. соч. В 5 т. Т. 1. М., 1995.
16. Кандинский В. Ступени//Избранные труды по теории искусства. В 2 т. Т. 1. М., 2001.
17. Вязова Е. Иконография города у кубофутуристов//Искусствознание. 1999. № 1.
18. Холопов Ю. Кто изобрел 12-тоновую технику?//Проблемы истории австро-немецкой музыки. Первая треть ХХ века. М., 1983.
19. Холопов Ю.Н. Новые парадигмы музыкальной эстетики ХХ века. 2003//http://www.kholopov.ru/prdgm.html
20. Бандура А.И. Иные миры Александра Скрябина. М., 1993.
21. http://www.21israel-music.com/Nachalo.htm
22. "Называть вещи своими именами". Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986.
23. Андреев Л.Г. Сюрреализм. М., 1972.
24. Мандельштам О.Э. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. М., 1991.
25. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
26. Аполлинер Г. О живописи//Пространство другими словами. Французские поэты ХХ века об образе в искусстве. СПб., 2005.
27. Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. М., 2002.
28. Юшкова О.А. Станция без остановки. Русский авангард.1910-1920-е годы. М., 2008.
29. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1990.
30. Турчин В. Символизм и теософия//Символизм и модерн -феномены европейской культуры. М., 2008.
31. Модернизм. Авангард. Постмодернизм. Германия. ХХ век. М., 2008.
32. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. В 2 т. Т. 1. М., 2001.
33. Бердяев Н.А. Футуризм на войне. М., 2004.
34. Бердяев Н. О назначении человека. М., 1993.
35. Рид Г. Краткая история современной живописи. М., 2006.
36. Крусанов А. Русский авангард. Т. II, кн. 1. М., 2003.
37. Аксенов И.А. Из творческого наследия. В 2 т. Т. II. М., 2008.
38. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики//Русские философы. Антология. М., 1993.
39. Гастев А. Наши задачи. М., 1921.
40. Лапина Е.В. О влиянии "примитивного" искусства на европейский авангард начала ХХ века (критический анализ концепции Роберта Голдуотера)//Искусствознание Запада об искусстве ХХ века. М., 1988.
41. Castro S. Teoria e politica do modernismo brasileiro. Petropolis. 1979.
42. Шевченко А. Неопримитивизм. М., 1913.
43. Адаменко В. Игорь Стравинский и Велимир Хлебников: мир первоэлементов художественного языка//Примитив в искусстве. Грани проблемы. М., 1992.
44. Маяковский Вл. Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 1. М., 1955.
45. Хренов Н.А. Апология наивности//Философия наивности. М., 2001.
46. Кряжева И.А. Музыкально-критическое наследие Мануэля де Фальи//Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 3. (В печати)
47. Вальцель О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890-1920). Петербург, 1922.
48. Арензон Е.Р. "Задача измерения судеб..." К пониманию историософии Хлебникова//Мир Велимира Хлебникова. М., 2000.
49. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX-начала ХХ века. М., 1991.
50. Futurismo & Futurismi. Milano, 1986.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести