ALTRA MUSICA И ПИФАГОРЕЙСКИЙ ЧИСЛОВОЙ СИМВОЛИЗМ КАК ОСНОВЫ ИДИОСТИЛЯ "МАЛЫХ ПОЭМ" ЭДМУНДА СПЕНСЕРА
ALTRA MUSICA И ПИФАГОРЕЙСКИЙ ЧИСЛОВОЙ СИМВОЛИЗМ КАК ОСНОВЫ ИДИОСТИЛЯ "МАЛЫХ ПОЭМ" ЭДМУНДА СПЕНСЕРА
Аннотация
Код статьи
S241377150000482-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
22-33
Аннотация
“Малые поэмы” Эдмунда Спенсера рассматриваются как группа произведений, отражающих важнейшие черты идиостиля поэта. Большинство поэм обладают индивидуальными стилистическими особенностями, но их также объединяет отношение Спенсера к ним как к “песням”, ввиду чего возникает потребность определить, что Спенсер понимал под altra musica и какие приемы использовал для того, чтобы подчеркнуть музыкальные качества своей поэзии и оправдать сродство своих стихотворений с музыкой. Пифагорейское представление о музыке как точной науке, основанной на числовых соотношениях, также оказало мощное влияние на Спенсера и привело к тому, что поэт следовал определенным правилам геометрии при структурировании текстов как отдельных поэм, так и сборников стихотворений. В статье также уделяется внимание приверженности Спенсера числу девять, которое выступает в качестве своеобразного знака его авторства. Эти проблемы обсуждаются на фоне широкого историко-культурного контекста и подводят автора к заключению о том, что стиль “малых поэм” Спенсера носит явные признаки склонности поэта скорее к классицизму, чем к барокко.
Ключевые слова
Эдмунд Спенсер, стиль “малых поэм” Спенсера, музыка, поэзия, эволюция представлений о соотношении музыки и поэзии, песня, altra musica, геометрическая структура текста, числовой символизм
Классификатор
Дата публикации
01.01.2017
Всего подписок
4
Всего просмотров
1016
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Библиография



Дополнительные источники и материалы

1. Draper, J.W. The Glosses to Spenser’s ‘Shepheardes Calender’ // Journal of English and Germanic Philology. 1918. No. 18. P. 556–574.
2. McElderry, B.R., Jr. Archaism and Innovation in Spenser’s Poetic Diction // Publications of the Modern Language Association of America. 1932. No. 47. P. 144–170.
3. Ingham, P. Spenser’s Use of Dialect // English Language Notes. 1970. No. 8. P. 164–168.
4. Spenser, E. The Yale Edition of the Shorter Poems of Edmund Spenser / Ed. W.A. Oram, E. Bjorvand, R. Bond et al. New Haven; London: Yale University Press, 1989. 830 p.
5. Лосев А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. 374 c. [Losev, A.F., Shestakov, V.P. Istorija aesteticheskikh categorij [A History of Aesthetic Categories]. Moscow, Iskusstvo Publishers, 1965. 374 p.]
6. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. СПб.: СПИКС, 1994. 446 с. [Hall, M.P. Entsiclopedicheskoye izlozhenie masonskoi, germeticheskoi, cabbalisticheskoi i rosenkreitserovskoi filosofii [An Enbcyclopedic Outline of Masonic, Germetic, Cabbalistic and Rosencrucian Symbolical Philosophy]. St. Petersburg, SPIKS Publishers, 1994. 446 p.]
7. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 376–644. [Aristotle. Politika [Politiks: In 4 vols. Vol. 4]. Moscow, Mysl Publishers, 1983. Pp. 376–644.]
8. Шестаков В.П. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения: Общие замечания // Музыкальная эстетика западноевро- пейского средневековья и Возрождения / Сост. В.П. Шестаков. М.: Музыка, 1966. С. 5–92. [Shestakov, V.P. [Musical aesthetics of the West European Middle Ages and Renaissance: General Observations]. Musicalnaya aestetika zapadnoevropeiskogo srednevekovja i Vozrozhdenia [Musical aesthetics of the West European Middle Ages and Renaissance. Compiled by V.P. Shestakov]. Moscow, Musika Publishers, 1966. Pp. 5–92.]
9. Платон. Государство // Платон. Собр. cоч.: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 79–420. [Plato. Gosudarstvo [Respublica]. Plato. Sobr. soch. [Works: In 4 vols. Vol. 3]. Moscow, Mysl Publishers, 1994. Pp. 79–420.]
10. Dionysius of Halicarnassus. Critical Essays / Tr. St. Usher: In 2 vols. Vol. 2. Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press, 1985. 464 p.
11. Deschamps, E. L’Art de Dictier et de Fere Chançons // De- schamps E. Oeuvres complètes / Ed. G. Raynaud: En 11 t.T. 7. Paris: Firmin Didot pour la Société des anciens textes français, 1891. 377 p.
12. Сидни Ф. Защита поэзии // Сидни Ф. Астрофил и Стелла. Защита поэзии. М.: Наука, 1982. С. 143– 216. [Sidney, Ph. Zaschita poesii [Defence of Poesie]. Sidney, Ph. Astrofil i Stella. Zaschita poesii [Astrophil and Stella. Defence of Poesie]. Moscow, Nauka Publishers, 1982. Pp. 143–216.]
13. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII– XVIII веков / Сост. В.П. Шестаков. М.: Музыка, 1971. 687 c. [Muzikalnaya aestetika Zapadnoj Evropi XVII–XVIII vekov [Musical aesthetics of the 17 th –18 th century Western Europe. Compiled by V.P. Shestakov]. Moscow, Musika, 1978. 687 p.]
14. Халтрин-Халтурина Е.В. Антология поэтических форм в “Старой Аркадии” Филипа Сидни // Стих и проза в европейских литературах Средних веков и Возрождения / Отв. ред. Л.В. Евдокимова; Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького. М.: Наука, 2006. С. 117–136. [Haltrin-Khalturina, E.V. [An Anthology of Poetic Forms in Philip Sidney’s ‘Old Arcadia’] Stikh i proza v evropeiskikh literaturakh Srednikh vekov i Vozrozhdeniya [Verse and Prose in the European Literatures of the Middle Ages and the Renaissance. Ed. L.V. Evdokimova]. Moscow, Nauka Publishers, 2006. Pp. 117–136.]
15. Бурова И.И. Музыка в поэзии Эдмунда Спенсе- ра // Границы литературы в гуманитарном пространстве (Зарубежная литература. Проблемы ме- тода). Вып. 7 / Ред. А.А. Чамеев. СПб.: СПбГУ, 2011. С. 37–45. [Burova, I.I. [Music in the Poetry of Edmund Spenser]. Granitsi literatury v gumanitarnom prostranstve (Zarubezhnaya literature. Problemi metoda) [Borders of Literature in humanitarian space. Ed. A.A. Chameyev]. St. Petersburg, St. Petersburg State University Press, 2011. Pp. 37–45.]
16. Ing, R. Elizabethan Lyric: A Study of the Development of English Metres. London: Chatto & Windus, 1951. 252 p.
17. Bantoux, G. La Chanson en Anglettere au Temps d’Elisabeth. Oxford: Oxford Univ. Press, 1936. 242 p.
18. Bickford Jorgens, E. The Well-Tun’d Word: Musical Interpretations of English Poetry, 1597–1651. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1982. 320 p.
19. Kerman, J. The Elizabethan Madrigal. New York: American Musicological Society, 1962. 318 p.
20. Hollander, J. The Untuning of the Sky: Ideas of Music in English Poetry, 1500–1700. Princeton: Princeton Univ. Press, 1961. 467 p. 21. Pattison, Br. Music and Poetry of the English Renaissance. London: Methuen, 1948. 220 p.
22. Махов А.Е. Musica Literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005. 224 с. [Mak- hov, A. Ye. Musica Literaria: Idea slovesnoi musiki v evro- peiskoi poetice [Musica Literaria: The Idea of Verbal Music in European Poetics]. Moscow, Intrada Publishers, 2005. 224 p.]
23. Leech, G.N. A Linguistic Guide to English Poetry. London; Harlow: Longmans, 1969. 240 p.
24. Partridge, A.C. The Language of Renaissance Poetry: Spenser, Shakespeare, Donne, Milton. London: Andre Deutsch, 1971. 348 p.
25. Puttenham, G. The Arte of English Poesie., [June?] 1589 / Ed. E. Arber. London: AlexMurray and Son, 1869. 320 p.
26. Томашевский Б.Л. Руcское стихосложение. Метрика. Пг: Академия, 1923. 160 с. [Tomashevsky, B.L. Russkoye stikhoslozhenie [Russian Versification. Metrics]. Petrograd, Academia Publishers, 1923. 160 p.]
27. Платон. Кратил // Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 613–681. [Plato. Kratil [Cratylus]. Plato. Sobr. soch. [Works: In 4 vols. Vol. 1]. Moscow, Mysl Pub- lishers, 1990. Pp. 613–681.]
28. Сидорченко Л.В. Александр Поуп и художественные искания в английской литературе первой четверти XVIII века. СПб.: СПбГУ, 1992. 146 с. t[Sidorchenko, L.V. Aleksandr Poup i khudozhestvennie iskanija v anglijis- koi literature pervoi chetverti XVIII veka [Alexander Pope and the Artistic Exploits in English Literature of the First Quarter of the 18 th Century]. St. Petersburg, St. Petersburg State University Press, 1992. 146 p.]
29. Bukofzer, M.F. Music in the Baroque Era: From Montever- di to Bach. New York: W.W. Norton and Co., 1947. 489 p.
30. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека. Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени // Эстетика Ренессанса: В 2 т. / Сост. В.П. Шестаков. Т. 1. М.: Искусство, 1981. С. 248– 305. [Pico della Mirandola, G. Rech o dostoinstve cheloveka. Kommentarij k kanzone o ljubvi Dzhirolamo Benivjeni [Oration on the Dignity of Man. Commentary on a Canzone of Love of Girolamo Benivieni]. Aestetica Renessansa [Aesthetics of the Renaissance: In 2 vols. Compiled by V.P. Shestakov. Vol. 1]. Moscow, Iskusstvo Publishers, 1981. Pp. 248–305.]
31. Бурова И.И. Витрувианские принципы эстетики композиции в творчестве Эдмунда Спенсера // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. 2014. Вып. 1. С. 6–32. [Burova, I.I. [Vitruvian Principles of the Aesthetics of Composition in the Works by Edmund Spenser]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Herald of St. Petersburg University]. Series 9. 2014. Iss. 1. Pp. 26–32.]
32. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. 311 с. [Aeliade, M. Kosmos I istorija. Moscow: Progress Publishers, 1987. 311 p.]
33. Квинт Гораций Флакк. Собрание сочинений. СПб.: Биографический институт “Студиа биографика”, 1993. 446 с.[Quintus Horatius Flaccus. Sobranije sochinenij [Works]. St. Petersburg, “Studia Biographica” Biography Institute Press, 1993. 446 p.]
34. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века: В 2 кн. Кн. 2. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000. 688 с. [Losev, A.F. Istoria antichnoi aestetiki. Poslednijeveka [A History of Ancient Aesthetics. Final Centuries. In 2 books. Book 2]. Kharkov, Folio Publishers; Moscow, AST Publishers, 2000. 688 p.]
35. Сефариал. Каббала чисел: В 2 т. Т. 1. М.: ЧП “Михайлова”, 2001. 178 с. [Sepharial. Kabbala chisel [Cabbala of Numbers. In 2 vols. Vol. 1]. Moscow, One-Man Business “Mikhailova” Press, 2001. 178 p.]
36. Hooper, V.F. Medieval Number Symbolism: Its Sources, Meaning, and Influence on Thought and Expression. New York: Dover, 1938. 241 p. 37. Cirlot, J.E. A Dictionary of Symbols. New York: Philosophi- cal Library, 1971. 419 p.
38. Cort, A. Return to Meaning: The American Psyche in Search of Its Soul. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2008. 560 p.
39. Folda, J. An Icon of the Crucifiction and the Nativity at Sinai: Investigating the Pictorial Language of Its Ornamental Vocabulary // In Laudem Hierosolymitani: Studies in Cru- saders and Medieval Culture in Honour of Benjamin Z. Ke- dar / Ed. I. Shagir, R. Ellenblum, J.Ch. Riley-Smith. Al- dershot; Burlington: Ashgate Publishing, 2007. P. 163–180.
40. Порфирий. Жизнь Плотина // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Философское наследие. Т. 99. М.: Мысль, 1986. С. 427–440. [Porphyrius. Zhizn Plotina [Life of Plotinus]. Diogenes Laertius. O zhizni, uchenijakh I izrechenijakh zna- menitykh filosofov. Filosofskoje nasledije [Lives and Opinions of Eminent Philosophers. Philosophical Heritage. Vol. 99]. Moscow, Mysl Publishers, 1986. Pp. 427–440.]
41. Fowler, A. Triumphal Forma. Structural Patterns in Eliz- abethan Poetry. Cambridge: Cambridge University Press, 1970. 234 p.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести