УЧЕНИК И/ИЛИ ПАРОДИСТ: МОТИВЫ Ф. СОЛОГУБА В ПОЭЗИИ И. СЕВЕРЯНИНА
УЧЕНИК И/ИЛИ ПАРОДИСТ: МОТИВЫ Ф. СОЛОГУБА В ПОЭЗИИ И. СЕВЕРЯНИНА
Аннотация
Код статьи
S241377150000479-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
29-40
Аннотация
В статье проводится сравнительно-сопоставительный и стилистический анализ произведений Ф. Сологуба и И. Северянина, содержащих утопические мотивы “сказочной страны”. Лексические сдвиги и образные вариации в текстах Северянина, рассмотренные сквозь призму теории пародии, позволяют говорить о пародийной трансформации соответствующих топосов поэзии старшего символиста. Данный процесс является составной частью литературной эволюции, которая включала в себя переработку символистского наследия в поэзии постсимволизма. Ироническая перекодировка лирических мотивов Сологуба вписывается в его собственную концепцию “двойственности” искусства и бытия, сочетающих в себе лирику и иронию, что, возможно, обусловило принятие им северянинской поэтики.
Ключевые слова
И. Северянин, Ф. Сологуб, символизм, постсимволизм, пародия, ирония, утопические мотивы
Классификатор
Дата публикации
01.01.2018
Всего подписок
8
Всего просмотров
1084
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2018 год
1

Библиография



Дополнительные источники и материалы

1. Северянин И. Полное собрание сочинений: В 1 т. М.: Альфа-книга, 2014. 
2. Терехина В.Н., Шубникова-Гусева Н.И. "За струнной изгородью лиры…": Научная биография Игоря Северянина. М.: ИМЛИ РАН, 2015.
3. Шаповалов М.А. Король поэтов И. Северянин: Страницы жизни и творчества (1887-1941). М.: Глобус, 1997.
4. Петров М.В. Игорь Северянин -он тем хорош, что он совсем не то…//Северянин И. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-книга, 2014.
5. Чуковский К. Футуристы//Игорь Северянин. Царственный паяц. Автобиографические материалы. Письма. Критика. СПб.: Росток, 2005. С.446-463
6. Мочульский К. Игорь Северянин. Менестрель. Новейшие поэзы//Игорь Северянин. Царственный паяц. Автобиографические материалы. Письма. Критика. СПб.: Росток, 2005. С. 543-548.
7. Викторова С.А. Поэтический диалог Игоря Северянина и Федора Сологуба//Ярославский педагогический вестник. 2006, № 1. С. 17-18.
8. Альфонсов В.Н. Поэзия русского футуризма//Русская ХХ века. Школы, направления, методы творческой работы. СПб.: Logos; Высшая школа. 2002.
9. Тынянов Ю.Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии)//Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 198-227.
10. Тынянов Ю.Н. О пародии//Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 284-310.
11. Новиков В.И. Книга о пародии. М.: Советский писатель, 1989.
12. Сысоева О.А. Литературная пародия: проблема жанра//Bестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 5-1. С. 330-335.
13. Козьменко М.В., Магомедова Д.М. Стилизация как фактор динамики жанровой системы//Поэтика русской литературы конца XIX-начала XX века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. М.: ИМЛИ РАН, 2009. C. 77-149.
14. Hutcheon, L. The Teaching of Twentieth-Century Art Forms, Urbana, Chicago. University of Illinois press. 2000.
15. Ховин В. Игорь Северянин. Электрические стихи//Игорь Северянин. Царственный паяц. СПб.: Росток, 2005. С. 416-419.
16. Гумилев Н. Письма о русской поэзии. М.: Современник, 1990.
17. Сологуб Ф. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 7 (дополнительный). М.: НПК Интелвак, 2004.
18. Матвеева Е.Н. Языковая игра в поэзии И. Северянина//Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009. № 1. С. 69-71.
19. Викторова С.А. Игорь Северянин и поэзия Серебряного века (творческие связи и взаимовлияния). Диссерт.к. филол.н. Ярославль, 2002.
20. Лосев А.Ф. Ирония античная и романтическая//Лосев А.Ф. Эстетика и искусство: Из истории домарксистской эстетической мысли. М.: Наука, 1966.
21. Сологуб Ф. Искусство наших дней//Критика русского символизма: В 2 т. Т. 1. М.: Олимп, 2002. C. 334-368.
22. Тэффи Н. Федор Сологуб//Воспоминания о Серебряном веке. М.: Республика, 1993. С. 80-94.
23. Сологуб Ф. Демоны поэтов//Критика русского символизма: В 2 т. Т. 1. М.: Олимп; АСТ, 2002. С. 321-334.
24. Полонский В.В. Поэтика Фёдора Сологуба: основные принципы, мифологические образы, литературные аллюзии//Известия РАН. Серия литературы и языка, 2016. Том 75. № 2. С. 5-20.
25. Бройтман С.Н. Федор Сологуб//Русская рубежа веков (1890-е -начало 1920-х годов): В 2 кн. Кн. 1. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2001. C. 882-933.
26. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука. Ленинградское отделение. 1977.
27. Клинг О.А. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х годов. Проблемы поэтики. М.: Дом-музей М. Цветаевой, 2010.
28. Лахман Р. Память и. Интертекстуальность в русской литературе XIX-XX веков. СПб.: ИД Петрополис, 2011.
29. Утопия и эсхатология в культуре русского модернизма. М.: Индрик, 2016.
30. Исупов К.Г. Историко-бытовые архетипы в творческом поведении Северянина//О Игоре Северянине. Тезисы докладов научной конференции. Череповец, 1987.
31. Кузнецова Е.В. Поэтика И. Северянина и литературная пародия начала ХХ в.//Studia Litterarum, 2017. Том 2. № 1. С. 220-244.
32. Грякалова Н.Ю. Человек модерна: Биография -рефлексия -письмо. СПб.: Дмитрий Буланин, 2008.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести