Аннотация
Статья является продолжением серии публикаций автора, посвященных анализу сатир А.Д. Кантемира как единого текста. В основе общей конструкции сатир лежит система универсальных оппозиций, каждая из которых может служить фокусом исследования. В настоящей статье в качестве призмы выбрана оппозиция “края/середина”, играющая в сатирах особую - мета-универсальную - роль. Тезаурусный анализ одной из ключевых формул сатир “с края на край”, многообразия сфер ее действия и способов выражения, а также системы универсальных словесных шифтеров (переключателей), служащих для сигнификации перехода с одной крайней точки на другую, позволяет автору прийти к следующим выводам: края в изображении Кантемира ярки, разнообразны и конкретны, а середина - тускла, трудна для определения и лучше всего может быть описана апофатически. Члены оппозиции “края/середина” находятся в постоянных динамических отношениях и не существуют друг без друга. Варьирование оптики - анализ сатир сквозь призму разных оппозиций - по сути является формой остранения и позволяет яснее увидеть глубинные связи всех уровней сатир, оценить красоту композиции.
Ключевые слова
А.Д. Кантемир, сатиры, микрофилологический подход, система оппозиций, оп- позиция “края/середина”, формула “с края на край”, шифтеры
Комментарии
Сообщения не найдены