Рубрика: Материалы и сообщения
Страницы: 56-61
Автор: М. В. Михайлова
Сведения об авторе: Доктор филологических наук, профессор кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов mary1701@mail.ru
Автор 2: Ч. Чиан
Сведения об авторе 2: Аспирант кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов sashachiang@gmail.com
Аннотация: Статья посвящена репрезентации тела и категории пространства в драме Л. Андреева “Черные ма-Статья посвящена репрезентации тела и категории пространства в драме Л. Андреева “Черные ма-ски”. Данную пьесу можно считать радикальным художественным экспериментом в плане театраль-ного воплощения психологического состояния человека. В этом произведении можно увидеть за-чатки обоснования писателем идеи о панпсихическом театре, которая реализовалась им в 1910-х гг.В частности, в работе актуализированы такие моменты, как роль тела, расширение пространствасознания, способы воплощения внутреннего мира человека, находящегося в кризисном состоянии.
Ключевые слова: тело, пространство, экзистенциализм, самопознание, панпсихический театр, “Чер- ные маски”, Л. Андреев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

1. Андреев Л.Н. Полн. собр. соч. и писем: В 23 т. Т. 6. М., 2013. 760 с. [Andreev, L.N. Poln. sobr. soch. i pisem: V 23 t. T. 6 [Complete Works and Letters in 23 Vols. Vol. 6]. Moscow, 2013. 760 p.]

2. Бабичева Ю.В. Леонид Андреев и Гойя // Československá rusistika. 1969. № 2. С. 67–78. [Babicheva, Yu.V. [Leonid Andreev and Goya]. Československá rusistika. 1969. No. 2. Pp. 67–78.]

3. Михеичева Е.А. О психологизме Леонида Андреева. М., 1994. 189 c. [Mikheicheva, E.A. O psikhologizme Leonida Andreeva [On Psychologism of Leonid Andreev]. Moscow, 1994. 189 p.]

4. Андреев Л.Н. Письма о театре // Андреев Л.Н. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1996. С. 509–558. [Andreev, L.N. Pis’ma o teatre [Letters on the Theater]. Andreev, L.N. Sobr. soch.: V 6 t. T. 6 [Works in 6 Vols. Vol. 6]. Moscow, 1996. P. 509–558.]

5. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч. 1. Работа над собой в творческом процессе пережи- вания // Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 2. М., 1954. 424 с. [Stanislavskii, K.S. Rabota aktera nad soboi. Ch. 1. Rabota nad soboi v tvorcheskom protsesse perezhivaniya [An Actor’s Work. Part 1. Experiencing]. Stanislavskii, K.S. Sobr. soch.: V 8 t. T. 2 [Works in 8 Vols. Vol. 2]. Moscow, 1954. 424 p.]

6. Арто А. Театр и его двойник. СПб., 2000. 440 с. [Artaud, A. Teatr i ego dvoinik [The Theatre and Its Double]. St. Petersburg, 2000. 440 p.]

7. Манн Ю.В. Карнавал и его окрестности // Вопро- сы литературы. 1995. № 1. С. 154–182. [Mann, Yu.V. [Carnival and Its Surroundings]. Voprosy literatury [Problems of Literature]. 1995. No. 1. P. 154–182.]

8. Краль Л. Два взгляда на “самое загадочное произ- ведение” Леонида Андреева // Вестник Москов- ского университета. Сер. 9. Филология. 2003. № 2. С. 118–134. [Kral’, L. [Two Points of View on “the Most Mysterious Work” of Leonid Andreev]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 9. Filologiya [Moscow State University Bulletin. Series 9. Philology]. 2003. No. 2. P. 118–134.]

9. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и на- родная культура cредневековья и Ренессанса. М., 1990. 543 с. [Bakhtin, M.M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul’tura srednevekov’ya i Renessansa [The Works of Francois Rabelais and the Folk Culture of the Middle Ages and the Renaissance]. Moscow, 1990. 543 p.]

10. Андреев Л.Н. Черные маски // Андреев Л.Н. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1994. С. 352–395. [Andreev, L.N. Chernye maski [The Black Maskers]. Andreev, L.N. Sobr. soch.: V 6 t. T. 3 [Works in 6 Vols. Vol. 3]. Moscow, 1994. Pp. 352–395.]

11. Андреев Л.Н. S.O.S.: Дневник (1914–1919); Пись- ма (1917–1919); Статьи и интервью (1919); Воспо- минания современников (1918–1919). М.; СПб., 1994. 598 с. [Andreev, L.N. S.O.S.: Dnevnik (1914– 1919); Pis’ma (1917–1919); Stat’i i interv’yu (1919); Vospominaniya sovremennikov (1918–1919) [S.O.S.]. Moscow; Saint Petersburg, 1994. 598 p.]

12. Мгебров А.А. Жизнь в театре. T. 1. Л., 1929. 535 c. [Mgebrov, A.A. Zhizn’ v teatre. T. 1 [A Life in the Theater. Vol. 1]. Leningrad, 1929. 535 p.]

13. Подорога В. Феноменология тела. М., 1995. 339 с. [Podoroga, V. Fenomenologiya tela [Phenomenology of the Body]. Moscow, 1995. 339 p.]

14. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999. 608 с. [Merleau-Ponty, M. Fenomenologiya vospriyatiya [Phenomenology of Perception]. St. Petersburg, 1999. 608 p.]

15. Галич Л. О “Черных масках” // Театр и искусство. 1908. № 51. 21 дек. С. 912–914. [Galich, L. [On “The Black Maskers”]. Teatr i iskusstvo [Theater and Art]. 1908. No. 51. 21 Dec. P. 912–914.]

16. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической дея- тельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного ис- кусства. М., 1986. С. 9–191. [Bakhtin, M.M. [Author and Hero in Aesthetic Activity]. Bakhtin, M.M. Estetika slovesnogo iskusstva [Aesthetics of Verbal Art]. Moscow, 1986. P. 9–191.]