Аннотация: В работе анализируется совпадение балканского обычая предобеденного “послуженья” с аналогичным обрядом приема Ленского и Онегина в главе третьей романа. Анализ комментариев к “Онегину” и изучение русских обычаев приема гостей показывает, что в русской культуре такого обычая нет и не было. Автор статьи предполагает, что введение этого обряда в роман связано с пребыванием А. Пушкина в Одессе и его страстной влюбленностью в Амалию Ризнич, жену гостеприимного негоцианта, серба.
Ключевые слова: “Балканский обряд” приема гостей, “Евгений Онегин”, русские обычаи обеда, отсутствие приемов по балканскому типу, пребывание Пушкина в Одессе, Амалия Ризнич
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/23/public/23-378-1-PB.pdf
Страницы: 28–35
Автор: Т. М. Николаева

 Список литературы

1. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10 т. Изд. 4. Л.: Наука, 1977–1979.

2. Анастасиевич И. Еда в социалистической Югославии // Коды повседневности в славянской культуре: еда и одежда. СПб., “Алетейя”, 2011.

3. Перич Джордже. Слатко и вода. Прилози за кнjижевност, jезик, историjю и фолклор. Т. 74. 2008. С. 179–186.

4. Набоков В. Комментарий к роману “Евгений Онегин” А.С. Пушкина. Перевод с английского. СанктПетербург, “Набоковский фонд”, 1998.

5. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. Ленинград: Просвещение, 1980.

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХVIII – начала XIX века). Санкт-Петербург. “Искусство – СПБ”, 1994.

7. Николаева Т.М. О чем рассказывают нам тексты? М.: Языки славянской культуры, 2012.

8. Филимонов В.С. Обед. http://www.litmir.net/br/&b= 112619&p=2\

9. Лаврентьева Елена. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет. М.,“Молодая гвардия”, 2007.

10. Щеголев П.Е. Амалия Ризнич в поэзии А.С. Пушкина. Отдельное электронное издание (без указания года).