Аннотация: Статья представляет собой опыт радикальной смены исследовательской оптики в подходе к сатирам Кантемира, обычно изучаемым только с точки зрения “содержания”. Микрофилологический подход заключается в признании сатир единым текстом, все уровни которого тесно взаимосвязаны и служат выражению основных идей автора. Кантемир – искусный поэтолог. Сатиры организованы так, что все изменения на микроуровне текста являются семиотически значимыми, все используются в поэтологических целях. Чтобы увидеть это, и нужна микрофилологическая “лупа”. Особенно внимательно относился Кантемир к грамматике. В сатирах мельчайшие изменения на морфологическом и синтаксическом уровне являются “путеводно значимыми” для понимания авторского замысла. В настоящей статье речь идет только о категориях числа и падежа у существительных, но и приведённые примеры позволяют увидеть богатый потенциал микрофилологической оптики, показывающей, как Кантемир активизирует все внутренние возможности слова, в том числе – морфологические; расширяет их функциональную сферу и использует их в качестве сильных средств художественной выразительности. Грамматика в сатирах – поле для широкого междисциплинарного исследования. Кантемир в своих произведениях предсказал и богато проиллюстрировал многие теоретические положения, которые будут обоснованы в трудах формалистов и Р.О. Якобсона.
Ключевые слова: А.Д. Кантемир, сатиры, микрофилология, имя существительное, число, падеж, полиптотон, грамматика поэзии.
PDF: http://izv-oifn.ru/images/2017-1/15-21-dovgy.pdf
Страницы: 15-21
Автор: О. Л. Довгий
Сведения об авторе: Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, 119019 Москва, ул. Моховая, д. 9 olga-dovgy@yandex.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

1. Махов А.Е. Европейская поэтика. Темы и вариа- ции // Европейская поэтика от античности до Эпохи просвещения. Энциклопедический путеводитель. М., 2010. С. 7–72. [Makhov, A.E. Evropejskaya poe'tika. Temy i variacii [European Poetics. Themes and Variations]. Ev- ropejskaya poe’tika ot antichnosti do E’pohi prosveshcheniya. E’nciklopedicheskii putevoditel’ [The European Poetics from Classical Antiquity to the Age of Enlightment. An Encyclopedic Guide]. Moscow, 2010. Pp. 7–72.]

2. Кантемир А.Д. Собрание стихотворений / Вступ. ст. Ф.Я. Приймы; подгот. текста и примеч. З.и. Гершкови- ча. 2-е изд. Л., 1956 (Библиотека поэта). [Kantemir, A.D. Sobranie stihotvorenii. Vstupitelnaja statja F.Ya. Priimy; pod- gotovka teksta i primechania Z.I. Gershkovicha [A Collec- tion of Poems. Foreword by F.Ya. Priima; Textual ed. and Notes by Z.I. Gershkovitch]. 2-e izd. Leningrad, 1956 (Biblioteka poe’ta).]

3. Якобсон Р.О. Поэзия грамматики и грамматика поэ- зии // Семиотика / Сост. и общая редакция Ю.С. Сте- панова. Т. 2. М., 1983. С. 462–482. [Yakobson, R.O. [The Poetry of Grammar and the Grammar of Poetry]. Semioti- ka. Sost. i obshchaya redakciya Yu.S. Stepanova [Semiotics. Comp. and Gen. Ed. Yu.S. Stepanov]. Vol. 2. Moscow, 1983. Pp. 462–482.]

4. Николаев С.И. Трудный Кантемир. (Стилистическая структура и критика текста) // XVIII век. Вып. 19. СПб., 1995. С. 3–14. [Nikolaev, S.I. [A Challenging Cantemir. (On the Structure and Stylistic Criticism of the Text)]. XVIII vek. Vyp. 19. [The 19 th cent. Iss. 19]. St. Pe- tersburg, 1995. S. 3–14.]

5. Довгий О.Л. “Развернуть старика…”: Сатиры Канте- мира как код русской поэзии. Опыт микрофилоло- гического анализа. М., 2012. [Dovgy, O.L. “Razvernut' starika…”: Satiry Kantemira kak kod russkoj poe'zii. Opyt mikrofilologicheskogo analiza [“To Unfold the Old Man…”: Cantemir’s Satires as a Code of the Russian Poetry. An Assay in Microphilololgical Analysis]. Moscow, 2012.]

6. Довгий О.Л. Эмблематические коды сатир А.Д. Кан- темира // Эмблематика и эмблематичность в за- падноевропейской и русской культуре: Коллектив- ная монография / Под ред. А.Е. Махова; отв. ред. О.Л. Довгий. М.: Intrada, 2016. C. 153–183. [Dovgy, O.L. [Emblematic Codes of Cantemir’s Satyres]. Emblematika i emblematichnost’ v zapadnoevropejskoj i russkoj kul’ture. Kollektivnaya monografiya. Pod red. А.E. Makhova; Otv. Red. O.L. Dovgy [Emblematics and Emblematicalness in the West European and Russian Cultures. Collective Monograph. Gen. Ed. A.Ye. Makhov, Ed. O.L. Dovgy] Moscow, Intrada Publ., 2016. Pp. 153–183.]

7. Довгий О. Л. Звукопись сатир А.Д. Кантемира // Русская речь. 2013. № 4. С. 3–7. [Dovgy O.L. [Sound-Painting in A. Cantemir’s Satires]. Russkaya rech’ [A Russian Speech]. 2013. № 4. Pp. 3–7.]

8. Сементковский Р.И. [электронный ресурс] Антиох Кантемир. Его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1893. (Жизнь замечательных людей. Биогра- фическая библиотека Ф. Павленкова). Код досту- па свободный: http://az.lib.ru/s/sementkowskij_r_i/ text_0010.shtml. [Sementkovskii, R.I. [web resource] An- tioh Kantemir. Ego zhizn’ i literaturnaya deyatel’nost’. [An- tiochus Cantemir. His Life and Literary Endeavors] SPb, 1893. (Zhizn’ zamechatel’nyh lyudej. Biograficheskaya biblioteka F. Pavlenkova). [Stable URL: http://az.lib.ru/s/ sementkowskij_r_i/text_0010.shtml]