Том 75, № 4 (2016)

Страницы: 5-11
Автор: А. Б. Куделин
Аннотация: В статье рассматриваются перспективы изучения жизни и творчества Алишера Навои в свете достижений литературоведческой медиевистики в последние десятилетия. Делается попытка показать плодотворность такого подхода на примере анализа назира и му‘амма в творчестве Алишера Навои. Опыт изучения типологически сходных с ними произведений в мировой литературе позволяет, по мнению автора, внести определенные коррективы в общие представления о литературном процессе на Ближнем и Среднем Востоке в средние века.
Ключевые слова: Алишер Навои, тюркские литературы, назира, нестилизационные подражания, фигуративная речь, му‘амма, арабская графика, компаративистика
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/214/public/214-553-1-PB.pdf
Страницы: 12-21
Автор: К. А. Чекалов
Аннотация: В статье анализируется влияние немецкого романтизма на творчество крупнейшего представителя французской массовой литературы начала ХХ века Гастона Леру. Его романная дилогия “Кровавая куклаˮ (1923) основана на знаменитом криминальном случае (дело Анри Ландрю) и вместе с тем в сюжетном отношении близка к знаменитой новелле Э.Т.А. Гофмана “Песочный человекˮ (1816). Существенную роль в дилогии играет пространная цитата из книги Г. Гейне “К истории религии и философии в Германииˮ (1835). Здесь, как и в других произведениях Леру, цитаты и реминисценции из поэзии и прозы других авторов подвергаются переосмыслению, иногда – ироническому.  
Ключевые слова: романтизм, Германия, роман, новелла, цитата, фантастика, массовая литература, андроид, кукла
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/215/public/215-556-1-PB.pdf
Страницы: 22-34
Автор: Л. А. Трахтенберг
Аннотация: Циклизация рассматривается в статье как ключевой композиционный механизм сатирических журналов. Она поддерживает единство текста и в то же время создает возможность варьирования точек зрения, моделируя диалог и создавая эффект объемного художественного видения.
Ключевые слова: цикл, сатирические журналы, диалог, точка зрения, пародия.
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/216/public/216-559-1-PB.pdf
Страницы: 35-41
Автор: Е. В. Халтрин-Халтурина
Аннотация:

В сообщении рассмотрена особая поэтическая форма, встречающаяся у Шекспира – двойной сонет-диалог в тексте драматического произведения. В “Бесплодных усилиях любви” такой диалог ведут король Наварры Фердинанд и принцесса французская (акт 5, сц. 2); в “Ромео и Джульетте” – заглавные герои (акт 1, сц. 5). Сопоставление этих отрывков помогает увидеть, как у Шекспира меняется форма подачи сонета-диалога в зависимости от смысла представленной сцены. Сообщение приурочено к 400-летней годовщине со дня смерти Шекспира.

Ключевые слова: Шекспир, совместный сонет, двойной сонет (полный и прерванный), “Бесплодные усилия любви”, “Ромео и Джульетта”
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/217/public/217-562-1-PB.pdf
Страницы: 42-46
Автор: О. П. Ермакова
Аннотация: В статье на материале фантастического зоомира в фантастических романах рассматривается вопрос о функциях номинативного словообразования и роли мотивации в словах, образованных по тем или иным словообразовательным моделям.
Ключевые слова: фантастический зоомир, функции словообразования, мотивация в производных словах, семантика.
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/218/public/218-565-1-PB.pdf
Страницы: 47-49
Автор: М. В. Черкашина
Аннотация: Книга Е.Д. Гальцовой, выпущенная издательством РГГУ, а ранее, в 2008 году, защищенная в качестве докторской диссертации, посвящена трудному предмету, потребовавшему от автора еще во вступительной части специального пояснения. Определяя французский сюрреализм как деятельность группы Бретона с конца 1910-х до 1969 года, автор одновременно отмечает, что театр сюрреализма (и в этом особая трудность исследования) есть своего рода фантом, имеющий мало реальных сценических воплощений. В то же время речь в работе идет обо всей сюрреалистической словесности: поэзии, прозе, теоретических трактатах, для которых актуальна проблема “театральности” как одного из глобальных аспектов эстетики французского сюрреализма. Таким образом, предмет исследования заметно расширяется – до предложения способа осмысления и театральной эстетики XX века и самого феномена письма, во многом находящегося под влиянием этой эстетики.
Ключевые слова: французский сюрреализм
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/219/public/219-568-1-PB.pdf
Страницы: 50-54
Автор: А. А. Алексеев
Аннотация:

Е.К. Ромодановская (†15 января 2013) прожила более 75 лет, занималась изучением истории русской литературы позднего средневековья, была директором Института филологии СО РАН и членом-корреспондентом РАН.

В первом томе переиздано 75 статей Елены Константиновны, которые удобно распределены по следующим десяти разделам: Сибирь и русская литература, Архиепископы и митрополиты сибирские, Литература XVII–XVIII веков, Переводы и заимствования, Агиография, Литература и документ, Развитие литературы, Литература и старообрядчество, Сюжеты и мотивы, Жанры. Соотнесение с названными разделами соответ-
ствует, во-первых, тематике работ и, во-вторых, истории жанров и поэтических форм; в разделе “Развитие литературы” речь идет о сломе старых литературных форм с наступлением эпохи нового времени.

Ключевые слова: история русской литературы позднего средневековья
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/220/public/220-571-1-PB.pdf
Страницы: 55-57
Автор: В. З. Демьянков
Аннотация: Статья посвящена юбилю российского ученого – филолога, члена-корреспондента РАН, доктора филологических наук Юрия Леонидовича Воротникова, видного российского исследователя грамматики, лексикологии, морфологии, синтаксиса и истории русского языка.
Ключевые слова: Юрий Леонидович Воротников
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/222/public/222-574-1-PB.pdf
Страницы: 58-60
Автор: Ю. М. Прозоров
Аннотация: Лучшие произведения ученого: монографии о Пушкине, Кольцове, Некрасове, а также избранные статьи, в том числе публицистические,
составили четырехтомное Собрание сочинений Н.Н. Скатова, вышедшее в издательстве “Наука” в 2001 году. Под редакцией и с авторским
участием ученого были созданы словари: “Русские писатели XIX – начала ХХ века” (М., 1995), “Русские писатели. ХХ век” (2 ч.; М., 1998) и
“Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги” (3 т.; СПб., 2005), а также ряд школьных и вузовских учебников. Н.Н. Скатов,
нельзя не отметить, – один из авторов новейшего вузовского учебника “История русской литературы первой трети XIX века” (2 ч.; М., 2016).
Ключевые слова: Н.Н. Скатов
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/223/public/223-577-1-PB.pdf
Страницы: 61-74
Автор: Е. А. Пономарева
Аннотация: 25–27 апреля 2016 года в Москве состоялась международная научная конференция “Чувствительность в литературе, искусстве, культуре конца XVIII – первой трети XIX века”. Конференция была организована Институтом мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, Институтом русской литературы (Пушкинским Домом) РАН, Отделением “Образование и культура” Российской академии образования, Государственным музеем А.С. Пушкина, Государственным музеем-усадьбой “Остафьево” – “Русский Парнас”, “Литературной газетой”. Сама тема, предложенная доктором филологических наук, академиком РАО Н.И. Михайловой (Москва), привлекла российских ученых Москвы, Петербурга, Пскова, Вологды, Нижнего Новгорода, Арзамаса, Томска, а также зарубежных исследователей Тарту (Эстония), Софии (Болгария), Цетинье (Черногория), Осаки (Япония).
Ключевые слова: Сентиментализм, его философия и методология, творчество русских и европейских писателей-сентименталистов, продолжение их идей и споров в литературе, театре, ораторской культуре, публицистике, теории изящной словесности последующих эпох, чувствительность в
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/224/public/224-582-1-PB.pdf