Аннотация: Статья посвящена анализу употребления дактилических клаузул (окончаний стихотворных строк, ударение в которых приходится на третий слог от конца) в русской поэзии первой четверти XX века. Для рассмотрения были выбраны тексты девяти авторов: Н. Асеева, А. Ахматовой, К. Бальмонта, Н. Гумилева, Н. Клюева, О. Мандельштама, С. Парнок, Б. Пастернака, И. Северянина. В работе приводится частота употребления дактилических клаузул, рассмотрено, какие части речи оказываются на месте дактилической рифмы и в какой грамматической форме они употребляются. Полученные данные показывают, что дактилическая клаузула - это не только важный параметр, который характеризует эпоху в целом, но и важный признак индивидуального поэтического языка каждого автора.
Ключевые слова: ДАКТИЛИЧЕСКАЯ КЛАУЗУЛА, ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА, ЛИНГВИСТИКА СТИХА, THE DACTYLIC ENDING, THE DACTYLIC RHYME, LINGUISTIC POETICS
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/134/public/134-352-1-PB.pdf
Страницы: 29-35
Автор: Д. К. ПОЛИВАНОВА

Список литературы

1. Гаспаров М.Л. Ритмический словарь и ритмикосинтаксические клише//Проблемы структурной лингвистики 1982. М., 1984. С. 169-185. Контекст: ...М.Л. Гаспаров в своей работе “Ритмический словарь и ритмико-синтаксические клише” [1, с. 169-185] обращает внимание на то, что разным частям речи русского языка свойственна разная акцентная структура: части речи в русском языке существенным образом различаются по длине слова и месту ударения. 2. Jakobson R. К лингвистическому анализу русской рифмы//Selected writings, v. 5. The Hague, 1979, p. 170-177. Контекст: ...Проблемами взаимодействия ритма и морфологии в стихе занимались: Р.О. Якобсон [2, с. 170-177], Д.С. Ворт [3, с. 774-817], Дж. 3. Ворт Д.С. О грамматическом компоненте славянской рифмы (на материале “Евгения Онегина” А.С. Пушкина)//American Contributions to the 8th International Congress of Slavists. Columbus. 1978. V. 1. P. 774-817. Контекст: ...Проблемами взаимодействия ритма и морфологии в стихе занимались: Р.О. Якобсон [2, с. 170-177], Д.С. Ворт [3, с. 774-817], Дж. 4. Shaw J. Th. Parts of speech in Pushkin’s rhymewords and unrhymed endwords//Slavic and East European Journal. 37. 1993. P. 1-22. 5. Шоу Дж. Т. Части речи в рифмах основных стихотворных жанров и в концах прозаических синтагм у Пушкина//Русский стих. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика: в честь 60-летия М.Л. Гаспарова. М.: РГГУ, 1996. С. 327-336. 6. Гаспаров М.Л. Эволюция русской рифмы//Проблемы теории стиха. Л., 1984. С. 3-36. 7. Гаспаров М.Л. “Ты-ты-рифмы”: рифмо-синтаксические клише у Пушкина//После юбилея. Иерусалим, 2000. С. 71-84. 8. Скулачева Т.В. Взаимодействие ритма, морфологии и синтаксиса в русском и английском стихе (четырехстопный ямб)//Стих, язык, поэзия. Памяти Михаила Леоновича Гаспарова. М., 2006. С. 565-570. Контекст: ...Т. Шоу [4, с. 1-22; 5, с. 327-336], М.Л. Гаспаров [6, с. 3-36; 7, с. 7184], Т.В. Скулачева [8, с. 565-570]. 9. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2002. С.202-204. Контекст: ...Как было показано, в частности, в исследовании М.Л. Гаспарова “Очерк истории русского стиха” [9, с. 202-204], поэты начала XIX века употребляли дактилическую рифму редко, но начиная со второй половины XIX века и ко времени Блока и Маяковского дактилические рифмы уже употреблялись в русском стихе свободно и в любых сочетаниях. (Для сравнения: у 10. Shaw J. Th. Pushkin’s Rhymes: a dictionary. Madison, 1974. Контекст: ...XIX века употребляли дактилическую рифму редко, но начиная со второй половины XIX века и ко времени Блока и Маяковского дактилические рифмы уже употреблялись в русском стихе свободно и в любых сочетаниях. (Для сравнения: у Пушкина дактилических клаузул - 1% [10], у Батюшкова - 2,5% [11], у Баратынского - 0,6% [12]; у Некрасова же (без учета текстов поэм и сказок) насчитывается уже 8%). 11. Shaw J. Th. Batiushkov: a dictionary of the rhymes, a concordance to the poetry. Madison, 1975. Контекст: ...XIX века и ко времени Блока и Маяковского дактилические рифмы уже употреблялись в русском стихе свободно и в любых сочетаниях. (Для сравнения: у Пушкина дактилических клаузул - 1% [10], у Батюшкова - 2,5% [11], у Баратынского - 0,6% [12]; у Некрасова же (без учета текстов поэм и сказок) насчитывается уже 8%). 12. Shaw J. Th. Baratynskii: a dictionary of the rhymes, a concordance to the poetry. Madison, 1975. Контекст: ...Маяковского дактилические рифмы уже употреблялись в русском стихе свободно и в любых сочетаниях. (Для сравнения: у Пушкина дактилических клаузул - 1% [10], у Батюшкова - 2,5% [11], у Баратынского - 0,6% [12]; у Некрасова же (без учета текстов поэм и сказок) насчитывается уже 8%). 13. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М., 1980. С. 27. Контекст: ...В парадигме прилагательного более половины падежных форм имеют двусложное окончание (см. стандартные окончания адъективного склонения в Грамматическом словаре А.А. Зализняка [13, с. 27]) за счет чего, в частности, эти словоформы и имеют ударение на третий слог от конца (белая, смелую, туманные, струнного, чистыми, кроткою, одинокое). 14. Скулачева Т.В. Ритм и морфология: ритмика глаголов//Русский стих. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика: в честь 60-летия М.Л. Гаспарова. М.: РГГУ, 1996. С. 234-245. Контекст: ...Впервые взаимодействие между ритмикой глагола и его морфологическими характеристиками было описано Т.В. Скулачевой на материале “Евгения Онегина” [14, с. 234-245].