Аннотация: Представлен анализ мотивной и идейной структуры текста лермонтовского наброска "На бурке.". Его результаты позволяют, в общих чертах, предложить реконструкцию замысла этого неоконченного произведения. Ключевую роль при этом играет проявление в наброске полярной картины мира, характерной для творчества Лермонтова. Приведены аргументы, что в наборе основных оппозиций закодирован в свернутой форме сюжет. Его развертывание предположительно должно было реализовать противоречия, присутствующие в наброске лишь как потенциальные возможности.
Ключевые слова: НАБРОСОК, РЕКОНСТРУКЦИЯ, РОМАНТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ, DRAFT, RECONSTRUCTION, ROMANTIC CONFLICT
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/126/public/126-347-1-PB.pdf
Страницы: 45-52
Автор: О. Б. ЗАСЛАВСКИЙ

Список литературы

1. Бодрова А. К реконструкции одного поэтического замысла Лермонтова//Статьи на случай: сборник к 50-летию Р.Г. Лейбова. http://www.ruthenia.ru/leibov_50/Bodrova.pdf Контекст: ...Набросок Лермонтова, начинающийся строкой "На бурке под тенью чинары", до самого последнего времени оставался белым пятном в лермон-товедении: написано о нем было мало, а собственно исследовательская литература практически отсутствовала вообще. всем недавно ситуация изменилась: в статье А. Бодровой [1] был убедительно выявлен подтекст этого наброска - повесть А.А. Бестужева-Марлинского "Мулла-Нур" [2]. 2. Бестужев-Марлинский А.А. Кавказские повести. Спб., 1995. Контекст: ...Лермонтова, начинающийся строкой "На бурке под тенью чинары", до самого последнего времени оставался белым пятном в лермон-товедении: написано о нем было мало, а собственно исследовательская литература практически отсутствовала вообще. всем недавно ситуация изменилась: в статье А. Бодровой [1] был убедительно выявлен подтекст этого наброска - повесть А.А. Бестужева-Марлинского "Мулла-Нур" [2]. 3. Заславский О.Б. Художественная структура наброска Лермонтова "Я в Тифлисе.."//Известия РАН. Серия литературы и языка. 2010, № 3, с. 46-51. Контекст: ...Судя по предыдущему опыту реконструкции замысла ряда неоконченных произведений [3-5], Лермонтов зачастую указывал в своих набросках или планах не просто опорные точки будущего сюжета. 4. Заславский О.Б. Между драмой "Два брата" и романом "Княгиня Лиговская" (Об одном лермонтовском наброске)//Известия РАН. Серия литературы и языка. 2011, № 6, с. 37-43. Контекст: ...Судя по предыдущему опыту реконструкции замысла ряда неоконченных произведений [3-5], Лермонтов зачастую указывал в своих набросках или планах не просто опорные точки будущего сюжета. 5. Заславский О.Б. "Штосс": идейная структура и сюжет//Известия РАН. Серия литературы и языка. 2013. № 4, с. 27-39. Контекст: ...Судя по предыдущему опыту реконструкции замысла ряда неоконченных произведений [3-5], Лермонтов зачастую указывал в своих набросках или планах не просто опорные точки будущего сюжета. 6. Заславский О.Б. Закончен ли "Штосс" ?//Известия РАН. Серия литературы и языка. 2012, № 4, с. 5259. Контекст: ...Как нами обосновано в другой работе [6], повесть "Штосс" (если говорить об известном ее тексте), является одновременно законченной и незаконченной, но содержащей в себе структурный механизм, порождающий последующий сюжет! Помимо внутренней структуры того или иного наброска, в данном случае важны еще два обстоятельства. 7. Манн Ю. В. Динамика романтизма. М., 1995. Контекст: ...Ярким примером здесь является "Бахчисарайский фонтан" и хан Гирей [7, с. 5369]. 2) Властитель не является участником основного конфликта, играя лишь вспомогательную роль. 8. Вацуро В.Э. "Тамара"//Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. Контекст: ...Но если там это была его вариация [8, с. 559-560], то теперь, согласно приведенным выше соображениям, ему предстояла радикальная трансформация. 9. "Об одном стихе Лермонтова"//Восток. 1923. Кн. 3. С. 181-182. Контекст: ...Здесь стоит привести процитированный в [1] отрывок из работы [9]: "Туксус" - отрок, безбородый юноша, в том числе о юношах, содержавшихся в гаремах, наряду с девушками-наложницами; "наперсник в специфически-восточном смысле"[65]. 10. Гуревич А.М., Коровин В.И. Романтизм и реализм//Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. Контекст: ...Вопрос о роли романтизма в творчестве Лермонтова (особенно позднем) не раз становился предметом обсуждений [10]. 11. Вацуро В.Э. Последняя повесть Лермонтова//М.Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. Контекст: ...В частности, "Штосс" (последняя повесть Лермонтова) носит в себе явные признаки романтизма (ранние мнения о ее якобы антиромантической природе давно уже убедительно опровергнуты в работах В.Э. Вацуро [11, с. 246, 249] и Ю.В. Манна [12, с. 593.]). 12. Манн Ю.В. Фантастическое//Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. Контекст: ...В частности, "Штосс" (последняя повесть Лермонтова) носит в себе явные признаки романтизма (ранние мнения о ее якобы антиромантической природе давно уже убедительно опровергнуты в работах В.Э. Вацуро [11, с. 246, 249] и Ю.В. Манна [12, с. 593.]). 13. Лотман Ю.М. Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова//Лермонтовский сборник. М., 1985. Контекст: ...Лермонтова значение только в том случае, если она, во-первых, могла быть доведена до экстремального выражения и, во-вторых, если на другом полюсе лермонтовской картины мира ей соответствовала противоположная, несовместимая и непримиримая с ней структурная экстрема" [13, с. 19].