Аннотация: Одной из характерных особенностей русского классического стиха является феноменально высокий уровень ритмической свободы, связанный с частотностью пропусков метрических ударений, приводящих к появлению большого числа пиррихиев. Данное исследование направлено на объяснение причин этого феномена в русском ямбе. Полученные результаты ставят под сомнение распространенную гипотезу о том, что ритмическая свобода русского стиха вызвана относительно большой длиной русских слов. Сравнение того, как ритм четырехстопного ямба развивался в нидерландской, немецкой и русской поэзии, показывает, что уровень ритмической свободы стиха не зависит от средней длины ритмического (фонетического) 2 слова в языке. Очевидно, что решающую роль в распространении пиррихиев в русском ямбе сыграли особые условия его возникновения и эволюции.
Ключевые слова: РИТМИКА СТИХА, VERSE RHYTHMIC, ПРОСОДИКА, PROSODY, ФОНЕТИЧЕСКИЕ СЛОВА, PHONETIC WORDS, ПИРРИХИИ, СРАВНИТЕЛЬНОЕ СТИХОВЕДЕНИЕ: РУССКИЙ, COMPARATIVE STUDY OF VERSE: RUSSIAN, НЕМЕЦКИЙ И НИДЕРЛАНДСКИЙ СТИХ, GERMAN, PYRRHIC FEET, DUTCH IAMB
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/117/public/117-340-1-PB.pdf
Страницы: 33-48
Автор: Е. В. КАЗАРЦЕВ

Список литературы

1. Чернышевский Г.Р. Полное собрание сочинений. В 16 т. Т. 2: Статьи и рецензии 1853-1855 гг. М.: Гослитиздат, 1949. Контекст: ...По подсчетам Н.Г. Чернышевского, средний слоговой объём ритмического слова2 в русской прозе составляет 3,2 слога [1, с. 469-471]. 2. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974. Контекст: ...По данным М.Л. Гаспарова, он колеблется в зависимости от времени создания и стиля произведения: от 2,6 до 3,9 слогов [2, с. 85-86]. 3. Тарановский К.Ф. Ранние русские ямбы и их немецкие образцы//Русская литература XVIII века и её международные связи. Сборник 10. Л.: Наука, 1975. С.31-38. Контекст: ...По данным К.Ф. Тарановско-го, их средняя частота в немецком Я4 около 25% [3, с. 32]. 4. Kazartsev E. Early Iambic Verse in English, Dutch, German and Russian Poetry: The Basis of Rhythmical Freedom//Comparative Literature Studies, 2014 (in press). Контекст: ...Если для немецких авторов пропорция 75% полноударных и 25% неполноударных строк вполне характерна, то в нидерландском Я4 такое соотношение не встречается, здесь, по нашим данным, в среднем только около 56% "чистых" ямбов и соответственно около 44% строк с пиррихиями (подробнее см. в наших исследованиях [4, 5]. 5. Kazartsev E. Comparative Study of Verse: Language Probability Models//Style, 2014 (in press). Контекст: ...Если для немецких авторов пропорция 75% полноударных и 25% неполноударных строк вполне характерна, то в нидерландском Я4 такое соотношение не встречается, здесь, по нашим данным, в среднем только около 56% "чистых" ямбов и соответственно около 44% строк с пиррихиями (подробнее см. в наших исследованиях [4, 5]. 6. Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихотворства//Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений в 11 т. Т. 7: Труды по филологии 1739-1758 гг. М.;Л.: Издательство АН СССР, 1952. С. 7-18. Контекст: ...Ломоносов в "Письме о правилах российского стихотворства" в 1739 г: "Неправильными и вольными те стихи называю, в которых вместо ямба и хорея можно пиррихия положить", - и далее: "Чистые ямбические стихи хотя и трудновато сочинять, однако, поднимаясь тихо вверх, материи благородство, великолепие и высоту умножают" [6, с. 14-15]. 7. Краснопёрова М.А. Модель восприятия и порождения ритмической структуры стихотворного текста. Диссертация.. кандидата филологических наук. Л., 1980 (на правах рукописи). Контекст: ...В частности, Б.В. Томашевский, а затем М.А. Краснопёрова считали, что текст оды мало менялся, а пиррихии в ней возникли "по недосмотру" [7, с. 88]. 8. Белый А. Ритм как диалектика и "Медный Всадник". Исследование. М.: Федерация, 1929. Контекст: ...О довербальном ритме стиха как об "интонации", которая предшествует отбору слов, говорил ещё А. Белый [8, с. 23]. 9. Маяковский В.В. Как делать стихи?//Маяковский В.В. Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 12. М.: ГИХЛ, 1959. Контекст: ...Потом выясняются слова" [9, с. 30-33]. 10. Шапир М.И. У истоков русского четырехстопного ямба: генезис и эволюция ритма (К социолингвистической характеристики стиха раннего Ломоносова)//Philologoca № 5-7. 1996. С. 69-101. Контекст: ...Идея Шапира состояла в том, что благодаря имени венценосной особы пиррихий был как бы легализован, разрешён "свыше" [10, с. 78-79]. 11. Казарцев Е.В. Краснопёрова. Ода Я. Штелина 1741 г. в переводе М.В. Ломоносова (проблемы ритмики)//Русская литература. 2005. № 1. С. 8191. Контекст: ...Данное предположение поддерживают результаты нашего исследования, проведённого совместно с Краснопёровой [11]. 12. Краснопёрова М.А. К вопросу о законе регрессивной акцентной диссимиляции и его причинах//Russian Literature. Volume 12, Issue 2, 1982. P. 217225. Контекст: ...Елисаветы." (начало 1750-х гг.) уже, по-видимому, начал действовать процесс регрессивной акцентной диссимиляции, описанный Краснопёровой [12]. 13. Тарановски К. Руски дводелни ритмови. Беолград: Научна книга, 1953. Изд. в русском переводе: Тарановский К. Русские двусложные размеры. Статьи о стихе. Под ред. В. Тарановской-Джонсон, Дж. Бейли и А.В. Прохорова. Москва: Языки славянской культуры, 2010. Контекст: ...В результате развития этого процесса в русском стихе к концу XVIII -началу XIX в. формируется закон регрессивной акцентной диссимиляции, открытый Таранов-ским [13]. 14. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. В 11 т. Т. 8: Поэзия, ораторская проза, надписи. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1959. 15. Казарцев Е.В. Краснопёрова. М.А. "Ода. на взятие Хотина 1739 года" М.В. Ломоносова на фоне языковых моделей ритмики русского и немецкого стиха//Славянский стих VII: Лингвистика и структура стиха. Москва: Языки славянской культуры, 2004. С. 33-46. 16. Краснопёрова М.А. Основы реконструктивного моделирования стихосложения. На материале ритмики русского стиха. СПб.: Издательство СПбГУ, 2000. 17. Gottsched J.-Ch. Lob-und Gedachtnissrede auf den Vater der deutschen Dichtkunst, Martin Opitzen von Boberfeld, Nachdem selbiger vor hundert Jahren in Danzig Todes verblichen, zur Erneurung seines Andenkens im 1739sten Jahre den 20. August auf der philosophischen Catheder zu Leipzig gehalten. In: Herrn Johann Christoph Gottscheds.. gesamlete Reden.. Leipzig, 1749. S. 156-192. 18. Stahlin J. Allerunterthanigster Gluckwunsch zum Antritt der erwunschten Regierung Ihro Majestat der Allerdurchlauchtigsten und Grossmachtigsten Kayserin Elisabeth Petrowna Beherrscherin aller Reussen am frohen Gedachtniss-Fest der hohen Geburth Ihro Kayserl. Majest. St. Petersburg, gedruckt bey der Kayserl. Academie der Wissenschafften, 1741. 19. Juncker G.-F.-W. Die gecronte Hoffnung des Russischen Kayserthums wurde in dem Feste der hohen Kronung der Allerdurchlauchtigsten, Grossmachtigsten Furstin und grossen Frauen, Frauen Elisabeth Petrovna Kayserin und Selbstherrscherin aller Reussen bey einer Offentlichen Zusammenkunft der Academie der Wissenschaften zu St. Petesburg den 29. April 1742. in einer gebundenen Rede allerfreudigst und ehrerbiethigst erklaret von Gottlob Frieidrich Wilhgelm Junker. St. Petersburg, gedruckt bey der Akademie der Wissenschaften, 1742. 20. Ломоносов М.В. Всепресветлейшей Державнейшей Великой Государыне Елизавете Петровне. для благополучного и радостного прибытия в Санкт-петербург Его Королевского Высочества Государя Петра, владетельного герцога Шлезвиг-Голштинского, Внука Государя Императора Петра Великого, в высокий день Рождения Его Высочества февраля 10 дня 1742 года..//Архив РАН, фонд 20, опись 7, д. 23. с. 5-6 (об.). 21. Жирмунский В.М. Оды М.В. Ломоносова "Вечернее" и "Утреннее размышление о Божием величестве" (к вопросу о датировке)//XVIII в., сб. 10. Русская литература и её международные связи. Л.: Наука, 1975. С. 27-30. 22. Ломоносов М.В. Ода на день тезоименитства Его Императорского Высочества Государя Великого Князя Петра Фёдоровича 1743 года//Архив РАН, фонд 20, опись 4, № 14, с. 36-39 (об.). 23. Ломоносов М.В. Вечернее размышление о Божием Величестве при случае Великого северного сияния//Архив РАН, фонд 20, опись 30, д. 49, с. 104-105. 24. Kazartsev E. The Rhythm of Mikhail V. Lomonosov Ode's of 1743. In: Formal Methods in Poetics. A Collection of Scholary Works Dedicated to the Memory of Professor M.A. Krasnoperova. Editors: B. Scherr, J. Bailey and E.V. Kazartsev. Ludenscheid: RAM-Verlag, 2011. P. 1-13. 25. Казарцев Е.В. Ритмика од М.В. Ломоносова и "теория трех стилей"//Лотмановский сборник. № 3. М.: ОГИ, 2004. С. 41-58. 26. Gunther J.-Ch. Sammlung von Christian Gunthers, aus Schlesien, bis anhero edirten deutschen und lateinischen Gedichten, auf das neue ubersehen, wie auch in einer bessern Wahl und Ordnung an das Licht gestellet. Breslau-Leipzig, 1730. 27. Сумароков А.П. Полное собрание всех сочинений в стихах и прозе, покойного действительного статского советника, Ордена Св. Анны кавалера и Лейпцигского ученого собрания члена, Александра Петровича Сумарокова. Часть 10. М.: Университетская типография Н. Новикова, 1782. 28. Сумароков А.П. Избранные произведения. Л.: Библиотека поэта, 1957. 29. Тарановский К.Ф. Прохоров А.В. К характеристике четырёхстопного ямба XVIII века: Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков//Russian Literature. Volume 12, Issue 2, 1982. С. 145-194. 30. Тредиаковский В.К. Езда в остров Любви. Переведена с французского на руской чрез студента Тредиаковского и приписана его сиятельству князю Александру Борисовичу Куракину. СПб., 1730.