Том 73, № 3 (2014)

Страницы: 77-79
Автор: Н. С. ПАВЛОВА
Аннотация: МАРК БЕНТ. "Я ВЕСЬ - ЛИТЕРАТУРА": СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ИЗД-ВО СЕРГЕЯ ХОДОВА; КНИГА, 2013. 720 С
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/121/public/121-297-1-PB.pdf
Страницы: 69-76
Автор: А. В. ТОПОРОВА
Аннотация:

В статье рассматриваются средневековые суммы как особый литературный жанр, обладающий определенными содержательными и формальными характеристиками, такими как "коллекционирование знаний" по заданной теме, строгая классификация материала, ссылка на авторитеты, цель не только практическая, но и нравственная. Возникнув в рамках схоластического метода, сумма, первоначально претендовавшая на "научное" представление материала, постепенно стала расширять сферу своего функционирования, ориентироваться на более широкие круги читателей и даже проникать в область художественного творчества. "Божественная комедия" Данте рассматривается как особая трансформация жанра суммы.

Ключевые слова: СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, WESTERN MEDIEVAL LITERATURE, ПОЭТИКА ЖАНРА, POETICS OF GENRE, СУММА, СХОЛАСТИЧЕСКИЙ МЕТОД, SCHOLASTIC METHOD, "БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ" ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ, "DIVINA COMMEDIA" OF DANTE ALIGHIERI, SUMMA
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/120/public/120-343-1-PB.pdf
Страницы: 58-68
Автор: В. П. МОСКВИН
Аннотация: Рассмотрены исторические истоки центона и его соотношение со смежными феноменами, составлен свод правил производства центона как компилятивного жанра, проанализированы условия его успеха, изучен вопрос об отношении центона к стихотворной и прозаической формам речи. Разработаны инструментальная (по приёмам производства центона), функциональная (по целям, с которыми данный жанр используется), квантитативная (по числу привлекаемых авторов и текстов) и интенциональная типология центонов (по мотивам, с которыми тексты-источники центона привлекаются его составителем).
Ключевые слова: ЦЕНТОН, СТИХОТВОРНАЯ РЕЧЬ, VERSIFIED SPEECH, ЦИТИРОВАНИЕ, АППЛИКАЦИЯ, ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ, INTERTEXTUALITY, ПРЕ-ЦЕДЕНТНОСТЬ, CENTO, CITATION, APPLICATION, PRECEDENT-SETTING
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/119/public/119-342-1-PB.pdf
Страницы: 49-57
Автор: Н. Н. ПРИМОЧКИНА
Аннотация: В статье рассматривается история создания и философско-нравственная проблематика одной из самых "загадочных" пьес Горького. Идейное содержание драмы "Старик", ее общественно-политический смысл раскрываются в историко-литературном контексте революционной эпохи, в сопоставлении с другими произведениями писателя того времени.
Ключевые слова: ДРАМАТУРГИЯ ГОРЬКОГО, ПЬЕСА "СТАРИК", ФИЛОСОФСКАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА, ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ, РЕВОЛЮЦИОННАЯ ЭПОХА, THE GORKY DRAMA WRITINGS, THE "OLD MAN" PLAY, PHILOSOPHICAL AND MORAL ISSUES, HISTORICAL/ LITERARY CONTEXT, THE REVOLUTIONA
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/118/public/118-341-1-PB.pdf
Страницы: 33-48
Автор: Е. В. КАЗАРЦЕВ
Аннотация: Одной из характерных особенностей русского классического стиха является феноменально высокий уровень ритмической свободы, связанный с частотностью пропусков метрических ударений, приводящих к появлению большого числа пиррихиев. Данное исследование направлено на объяснение причин этого феномена в русском ямбе. Полученные результаты ставят под сомнение распространенную гипотезу о том, что ритмическая свобода русского стиха вызвана относительно большой длиной русских слов. Сравнение того, как ритм четырехстопного ямба развивался в нидерландской, немецкой и русской поэзии, показывает, что уровень ритмической свободы стиха не зависит от средней длины ритмического (фонетического) 2 слова в языке. Очевидно, что решающую роль в распространении пиррихиев в русском ямбе сыграли особые условия его возникновения и эволюции.
Ключевые слова: РИТМИКА СТИХА, VERSE RHYTHMIC, ПРОСОДИКА, PROSODY, ФОНЕТИЧЕСКИЕ СЛОВА, PHONETIC WORDS, ПИРРИХИИ, СРАВНИТЕЛЬНОЕ СТИХОВЕДЕНИЕ: РУССКИЙ, COMPARATIVE STUDY OF VERSE: RUSSIAN, НЕМЕЦКИЙ И НИДЕРЛАНДСКИЙ СТИХ, GERMAN, PYRRHIC FEET, DUTCH IAMB
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/117/public/117-340-1-PB.pdf
Страницы: 20-32
Автор: М. Ф. НАДЪЯРНЫХ
Аннотация: В статье исследуются особенности именования персонажей в творчестве латиноамериканских романистов XIX-первой половины XXвв. Анализируется взаимодействие историко-культурных и этимологических начал в именах собственных, выявляется их функция в формировании символи-ко-аллегорического уровня произведений.
Ключевые слова: ЛИТЕРАТУРЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ, LATIN AMERICAN LITERATURE, ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС, LITERARY PROCESS, АКСИОЛОГИЯ, AXIOLOGY, ПОЭТИКА ИМЕНОВАНИЯ, POETICS OF NAMING, ИНВЕНЦИЯ, INVENTION, ТРАДИЦИЯ, TRADITION
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/116/public/116-339-1-PB.pdf
Страницы: 3-19
Автор: Н. Р. ЛИДОВА
Аннотация: В то время как связь древнегреческой трагедии и риторики (искусства устной речи) является общепризнанной и давно обсуждается в науке, древнеиндийская драма с данной точки зрения никогда не исследовалась. Причины этого во многом понятны и связаны не только с самой драмой, литературные образцы которой имеют камерный, придворный характер и полностью лишены гражданского пафоса, но и с особенностями древнеиндийской риторики, возникшей из речи, звучавшей по ходу ритуалов и самой по себе весьма малоизученной. Задачей данной статьи является не только постановка проблемы взаимоотношения риторики и драмы в древней Индии, но и введение в научный обиход материала, репрезентативного с точки зрения ее изучения.
Ключевые слова: ДРАМА, DRAMA, ТЕАТР, THEATRE, "НАТЬЯШАСТРА", ПОЭТИКА, POETICS, ЭСТЕТИКА, AESTHETICS, РИТОРИКА, RHETORIC, ДИСПУТ, DEBATE, САНСКРИТ, SANSKRIT, РИТУАЛ, RITUAL, ТРИГАТА, ВИТХИ, ВИДУШАКА, NATYASATRA, TRIGATA, VLTHI, VIDUSAKA
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/115/public/115-338-1-PB.pdf