Аннотация: Рассматривается афоризм как проявление креативного коммуникативного поведения. Обсуждаются жанровые характеристики афоризмов С.Е. Леца - позиционная перефокусировка, регистровое понижение, разрушение штампа, силлогический разрыв. Показаны особенности поэтической рефлексии в афористическом тексте, состоящие в создании нового символического образа, построении контекстуальной антитезы, освещении положения дел в философско-художественном ракурсе, одновременной актуализации нескольких смыслов и опоре на значимые для автора аллюзии.
Ключевые слова: АФОРИЗМ, APHORISM, ПОЭТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ, POETIC REFLECTION, СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ, SYMBOLIC IMAGE, ЖАНРОВЫЙ КАНОН, GENRE CANON, КОММЕНТАРИЙ, COMMENTARY
PDF: http://izv-oifn.ru/articles/143/public/143-358-1-PB.pdf
Страницы: 51-57
Автор: В. И. КАРАСИК

Список литературы

1. Садовая Г.Г. Языковая природа и стилистическая функция сентенции (на материале английского языка): автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1976. Контекст: ...Эти коммуникативные образования неоднократно привлекали к себе внимание исследователей (см. [1-12]). 2. Манякина Т.И. Языково-стилистическая характеристика жанра афоризмов (на материале немецкого языка): автореф. дис.канд. филол. наук. Киев, 1981. Контекст: ...Эти коммуникативные образования неоднократно привлекали к себе внимание исследователей (см. [1-12]). 3. Федоренко Т.Н., Сокольская Л.И. Афористика. М.: Наука, 1990. Контекст: ...Эти коммуникативные образования неоднократно привлекали к себе внимание исследователей (см. [1-12]). 4. Дмитриева О.А. Культурно-языковые характеристики пословиц и афоризмов (на материале французского и русского языков): автореф. дис.. канд. филол. наук. Волгоград, 1997. Контекст: ...Эти коммуникативные образования неоднократно привлекали к себе внимание исследователей (см. [1-12]). 5. Ваганова Е.Ю. Афоризм как тип текста в аспекте интертекстуальности: автореф. дис.. канд. филол. наук. СПб., 2002. Контекст: ...Эти коммуникативные образования неоднократно привлекали к себе внимание исследователей (см. [1-12]). 6. Землянская Е.В. Структурно-семантические и функциональные особенности стилевой интертекстуальности в англоязычном афоризме: автореф. дис.канд. филол. наук. СПб., 2004. Контекст: ...Эти коммуникативные образования неоднократно привлекали к себе внимание исследователей (см. [1-12]). 7. Кулишкина О.Н. Русский афоризм XIX -начала XX веков: эволюция и сферы влияния: автореф. дис.д-ра филол. наук. СПб., 2004. Контекст: ...Эти коммуникативные образования неоднократно привлекали к себе внимание исследователей (см. [1-12]). 8. Гонгало В.М. Природа и ценностная интенциональность философской афористики: автореф. дис.канд. филол. наук. Омск, 2007. Контекст: ...Эти коммуникативные образования неоднократно привлекали к себе внимание исследователей (см. [1-12]). 9. Сазбандян Т.В. Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека: автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2008. Контекст: ...Эти коммуникативные образования неоднократно привлекали к себе внимание исследователей (см. [1-12]). 10. Береснева А.В. Структурно-функциональные особенности парадоксальных высказываний в немецком языке: автореф. дис.канд. филол. наук. М., 2009. Контекст: ...Эти коммуникативные образования неоднократно привлекали к себе внимание исследователей (см. [1-12]). 11. Дядык Н.Г. Гносеологический анализ афоризма как специфической семиотической системы: автореф. дис.канд. филол. наук. Челябинск, 2011. Контекст: ...Эти коммуникативные образования неоднократно привлекали к себе внимание исследователей (см. [1-12]). 12. Полчанинова Е.О. Афоризм во фразеологии и фразеологизм в афористике современного немецкого языка: лингвокультурологический аспект: автореф. дис.канд. филол. наук. М., 2012. Контекст: ...Эти коммуникативные образования неоднократно привлекали к себе внимание исследователей (см. [1-12]). 13. Гаврилова Е.Н. Универсальные высказывания и другие обобщающие суждения//Филологические науки. 1986. № 3. С. 56-62. Контекст: ...В структурном плане афоризм выступает как универсальное высказывание [13], т.е. характеризуется завершенностью и наличием выраженных или подразумеваемых кванторов всеобщности и типичности (все, каждый, никто, всегда, никогда, обычно и т.д.), в семантическом отношении - возможностью символического переосмысления некоторой ситуации и вытекающей отсюда уместностью использования такого высказывания в различных контекстах. 14. Карасик В.И. Поэтическая рефлексия: содержательные характеристики//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2013. № 3 (19). С. 113-118. Контекст: ...Суть поэтической рефлексии состоит, как представляется, в образной концентрации смысла, и эта концентрация проявляется в следующих направлениях: 1) новый символический образ для концепта, отсутствующего в коллективном сознании, 2) символическая антитеза, 3) философско- художественный ракурс бытия, 4) ситуативная суперимпозиция (одновременная актуализация нескольких смыслов), 5) опора на значимые для автора аллюзии [14].