Том 77, № 3 (2018)

Страницы: 5–12
Автор: Т. В. Топорова
Сведения об авторе: Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института языкознания РАН, Россия, 125009, г. Москва, Б. Кисловский пер., д. 1, стр. 1 t1960@list.ru
Аннотация: На передний план выдвигаются две задачи – прояснить некоторые моменты содержания “ПесниНа передний план выдвигаются две задачи – прояснить некоторые моменты содержания “Песнио Харбарде”, например, ответить на вопросы: почему Один не перевозит Тора через пролив и не на-зывает своего имени, и изучить его влияние на конституирование формы данной эддической песни.В статье рассматриваются проблема номинации; противостояние Одина и Тора: причины и механиз-мы, формальное проявление и роль в конституировании сюжета; жанр как способ реализации со-держания песни. Можно констатировать, что в “Песне о Харбарде” содержание – словесный поединокОдина и Тора, а также главная функция Одина как медиатора – перевозчика через пролив – детерми-нирует форму данной эддической песни, конституируемой фрагментами различных жанров (похваль-бы, оскорбления, эпистемиологической песни и путешествия), для реализации которых используютсяразличные лингвостилистические приёмы. “Песнь о Харбарде” сравнивается с другим вариантомкосмогонической песни – “Речами Вафтруднира”.
Ключевые слова: “Старшая Эдда”, жанр, космологическая песня, миф творения, номинация, этимо- логия, семантическая реконструкция, сравнительно-исторический анализ.
Страницы: 13-28
Автор: Е. И. Литневская
Сведения об авторе: Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д.1 litn-elena@mail.ru
Аннотация: В статье анализируются такие ключевые традиционные представления, как стратификация русско-В статье анализируются такие ключевые традиционные представления, как стратификация русско-го национального языка, понимание русского литературного языка как языка, который отличаетсяот внелитературных разновидностей кодифицированной нормой, привязанность функциональныхстилей к устной или письменной форме их бытования, место разговорной речи в системе литера-турного и национального языка. Этот анализ проведен с учетом современного состояния языка (ко-нец ХХ – начало XXI века) и акцентирует внимание на положениях, требующих, по мнению автора,уточнения и развития.
Ключевые слова: национальный язык, литературный язык, языковая норма, кодификация, коллокви- алистика, социолект, письменная разговорная речь.
Страницы: 29–37
Автор: А. С. Федотов
Сведения об авторе: кандидат филологических наук, PhD, преподаватель Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1 anfed86@icloud.com
Автор 2: О. А. Воробьева
Сведения об авторе 2: аспирант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 119991, Москва, Ленинские горы, д.1 erhalten@inbox.ru
Аннотация: В статье на материале ранее не публиковавшихся писем мецената Г.А. Кушелева-Безбородко гово-В статье на материале ранее не публиковавшихся писем мецената Г.А. Кушелева-Безбородко гово-рится о несостоявшемся сотрудничестве А.Н. Островского с журналом “Русское слово”. Этот ра-нее не обсуждавшийся в науке сюжет позволяет вновь скорректировать представления о журнальнойи шире – идеологической траектории драматурга после ухода из журнала “Москвитянин” в середине1850-х гг. и до начала регулярного сотрудничества в некрасовском “Современнике” в 1860-е гг. Со-хранившиеся в архиве ГЦТМ письма Кушелева-Безбородко к Островскому публикуются в приложе-нии к статье.
Ключевые слова: А.Н. Островский, Г.А. Кушелев-Безбородко, журнал “Русское слово”, журнал “Со- временник”, история русской журналистики, “Гроза”, история русского театра.
Страницы: 38-55
Автор: Е. А. Никишина
Сведения об авторе: Кандидат филологических наук, старший преподаватель Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (Факультет гуманитарных наук, Школа лингвистики), Россия, 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 21/4 helene_nikichina@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются особенности автора и адресата в жанре “письмо в газету” в двух разныхВ статье рассматриваются особенности автора и адресата в жанре “письмо в газету” в двух разныхкоммуникативных пространствах: в эмиграции и в советской России. Фигура автора писем в газетырассматривается с точки зрения двух оппозиций: 1) Количество пишущих: персональный vs. коллек-тивный автор; 2) Личностное начало в тексте: человек частный vs. человек социальный. Анализ спо-собов выражения автора в тексте писем позволяет показать, что в советских газетах “общественное”тяготеет над “частным”, в то время как в письмах в эмигрантские газеты эти две сферы представле-ны в равной мере. Ключевым для анализа адресата в рамках данного жанра является участие в соот-ветствующей коммуникативной ситуации не одного, а трех типов адресата: массового, формальногои целевого. Массовый адресат – это вся читательская аудитория газеты, формальный – редактор га-зеты, к которому автор письма обращается ради соблюдения норм этикета, под целевым адресатомпонимается человек или группа людей, к которым в действительности обращено речевое намерениеавтора письма и которые упоминаются в тексте письма. В статье показано, как взаимодействуют этитри типа адресата и какими языковыми средствами они обозначаются в письмах, при этом особоевнимание уделяется различиям между письмами в эмиграции и в СССР. Одним из важных выводовявляется тот факт, что наличие массового адресата в коммуникативной ситуации “письмо в газету”приводит к очень важным смещениям в области типовых интенций конкретных типов писем.
Ключевые слова: письма в газету, свойства автора и адресата, косвенный адресат, иллокутивная сила, речевой жанр, языковые особенности писем в газету, массовая коммуникация, этикетные формулы.
Рубрика: Материалы и сообщения
Страницы: 56-61
Автор: М. В. Михайлова
Сведения об авторе: Доктор филологических наук, профессор кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов mary1701@mail.ru
Автор 2: Ч. Чиан
Сведения об авторе 2: Аспирант кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов sashachiang@gmail.com
Аннотация: Статья посвящена репрезентации тела и категории пространства в драме Л. Андреева “Черные ма-Статья посвящена репрезентации тела и категории пространства в драме Л. Андреева “Черные ма-ски”. Данную пьесу можно считать радикальным художественным экспериментом в плане театраль-ного воплощения психологического состояния человека. В этом произведении можно увидеть за-чатки обоснования писателем идеи о панпсихическом театре, которая реализовалась им в 1910-х гг.В частности, в работе актуализированы такие моменты, как роль тела, расширение пространствасознания, способы воплощения внутреннего мира человека, находящегося в кризисном состоянии.
Ключевые слова: тело, пространство, экзистенциализм, самопознание, панпсихический театр, “Чер- ные маски”, Л. Андреев.
Рубрика: Материалы и сообщения
Страницы: 62-71
Автор: А. Д. Ивинский
Сведения об авторе: Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. М. Горького РАН, Россия, 121069, Москва, ул. Поварская, 25а ivinskij@gmail.com
Аннотация: Статья посвящена драматургическому наследию М.Н. Муравьева. В ОР РГБ и ОПИ ГИМ хранятсяСтатья посвящена драматургическому наследию М.Н. Муравьева. В ОР РГБ и ОПИ ГИМ хранятсярукописи писателя, до сих пор не введенные в научный оборот. Задача данной работы – представитьэти материалы и кратко обозначить их историко-литературный контекст.
Ключевые слова: М.Н. Муравьев, русская литература XVIII в., драматургия, русско-европейские ли- тературные связи.
Рубрика: Материалы и сообщения
Страницы: 72-80
Автор: Г. А. Велигорский
Сведения об авторе: Аспирант Отдела классических литератур Запада и сравнительного литературоведения Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, 121069, Москва, ул. Поварская, 25а screamer90@mail.ru
Аннотация: В статье анализируются схожие мотивы в творчестве английского “озерного романтика” УильямаВ статье анализируются схожие мотивы в творчестве английского “озерного романтика” УильямаВордсворта (1770–1850) и шотландского писателя-неоромантика Кеннета Грэма (1859–1932). Рассмо-трены следующие приемы, использованные Грэмом: прямое и непрямое цитирование из Вордсворта;использование аллюзий и реминисценций; пародия; переосмысление концептов, ключевых для ан-глийского романтизма. Особое внимание уделено эволюции творческих методов К. Грэма, котороехорошо прослеживается при сопоставлении его текстов (эссе и сказочной повести) с одним из важ-ных источников – “Прелюдией” У. Вордсворта.
Ключевые слова: К. Грэм, У. Вордсворт, неоромантизм как возрождение романтического стиля в нача- ле XX в., пародия, духовное становление, романтические озарения, образ ветра, “ответный порыв”, эолова арфа, “места времени”